Китайских предпринимателей любят сравнивать с западными коллегами. Так, например, главу Xiaomi Лэй Цзюня называют «китайским Стивов Джобсом». Все дело в закрытости рынка КНР и того, что местные бизнес-лидеры не стесняются использовать идеи уже известных в остальном мире продуктов и сервисов.

Был в Китае и собственный Илон Маск  — бывший глава LeEco Цзя Юэтин. Последний также занимается электрокарами и собирается строить новое будущее человечества. Вот только из-за серии неудач Юэтин вынужденно покинул пост главы собственной компании LeEco и оказался в списке должников КНР.

На прошлой неделе принадлежащий ему производитель электрокаров Faraday Future признался в своей неплатежеспособности. История Цзя Юэтина может служить примером того, как чрезмерные амбиции и желание заниматься всем и сразу могут разрушить даже самый перспективный бизнес.

Цзя Юэтиню Фото: Teslarati.com

Начало карьеры Цзя Юэтина

Цзя Юэтин родился в китайской провинции Шаньси в 1973 году. О раннем этапе жизни предпринимателя мало информации. Известно, что у него есть старшие брат и сестра.  Юэтин получил диплом по специальности финансы и аудит в университете в Шаньси. Предприниматель начал карьеру в службе технической поддержки в налоговой инспекции.

Впрочем, в госучреждении он проработал менее года и устроился в угледобывающую компанию. Здесь он задержался всего на пару лет. Юэтину не нравилось подчиняться и работать на кого-то, и он быстро задумался над запуском своего бизнеса. Вначале он создал техническую консультационную фирму.

Затем в 2002 году Цзя Юэтин запустил Shanxi Xi Bei Er Communications Technology. Она сосредоточилась на IT-инфраструктуре и решениях для телекоммуникационных операторов.

Спустя год у Shanxi Xi Bei Er был контракт с China Telecom — государственным телекоммуникационным конгломератом и крупнейшим сотовым оператором страны. Также предприниматель сумел заключить соглашения с 50% локальных операторов. Эту компанию Цзя Юэтин вывел на биржу в 2007.

Создание стримингового сервиса

В 2003 году Юэтин начал еще один бизнес. Предприниматель в то время переехал в Пекин, где по счастливой случайности он познакомился с журналистом Лю Хуном. Последний обратил внимание Цзя Юэтина на 3G, в то время еще отсутствующий в КНР.

Вместе они придумали новый проект — сервис, поставляющий телевизионный контент под названием Le.com. Для управления им Цзя Юэтин создал компанию Leshi Internet Information and Technology Corp или LeTV. Проект строился по-привычному для китайских предпринимателей — за основу взяли американские онлайн-кинотеатры и потоковые сервисы, а затем доработали, чтобы соответствовать реалиям КНР.  

Изначально Цзя Юэтин не брал деньги за просмотр фильмов, а пытался заработать на рекламе. Привычная для таких сервисов подписка появилась немного позже. Также Цзя Юэтин не использовал пиратский контент. Точно неизвестно, как все выглядело в самом начале существования сервиса, но в будущем LeTV покупало права на фильмы.

К 2005 году LeTV стала одной из пяти компаний, сертифицированной правительством КНР для работы в этом секторе. В 2007 году компания стала прибыльной и это открыло  перед Цзя Юэтином новые возможности для расширения.

В 2010 году он вывел компанию на биржу. Цзя Юэтин продолжил наращивать активы, чтобы превратить свой бизнес в империю. Например, в 2011 году у LeTV появилась собственная киностудия Le Vision Pictures. Ей удалось в весьма короткие сроки стать одним из крупнейших производителей и дистрибьюторов фильмов в КНР.

В 2016 году месячная аудитория Le.com составляла 800 млн. Несмотря на внушительную цифру, он даже не входил в топ-5 видеосервисов КНР. При этом, по меркам мирового рынка, недооценивать количество клиентов Le.com не стоит. Аудитория Netflix в апреле 2018 года составила только 125 млн.

Экосистема LeEco

Успехи в стриминговом направлении позволили Цзя Юэтину взяться за дальнейшее расширение бизнеса. В 2012 году у него появилась идея заняться выпуском аппаратных решений. Предпринимателя интересовало смарт-ТВ, но запускать собственное производство он не собирался — была идея получше.

Цзя Юэтин. Фото: Los Angeles Times

В том же году Цзя Юэтин провел успешные переговоры с главой Foxconn Терри Гоу. Компания последнего является крупнейшим производителем электроники в мире. Именно на заводах Foxconn выпускаются устройства Apple и других известных брендов.

Юэтин встретился с Гоу на одном из мероприятий. Последний был не слишком настроен на переговоры и выделил для Цзя Юэтина всего лишь пять минут. За это время предприниматель успел заинтересовать его перспективой обойти Samsung за счет создания экосистемы LeTV.  

Разрабатывать собирались умный телевизор и с этой целью даже создали совместное предприятие. Foxconn в нем получила 20% долю. Помимо Терри Гоу Юэтин смог привлечь в проект еще и инвестиции от бывшего главы Google China Ли Кай-фу.

Первым их общим продуктом стала линейка умных телевизоров Super TV. Она неплохо продавалась на внутреннем рынке — 1,5 млн устройств за 2014 год.  Успех позволил Цзя Юэтину заняться созданием собственной экосистемы к этой задаче он приступил в 2015.

Линейку планировалось  расширить с помощью смартфонов. Также Цзя Юэтин намеревался объединить разные устройства в одну экосистему с помощью своих сервисов.

Подготовку к расширению Цзя Юэтин начал в дерзкой манере —  взялся критиковать Apple. Особый эффект произвел анонс смартфона компании в сервисе микроблогов Weibo. Предприниматель прошелся по Apple. Он отметил, что подход американской компании душит инновации и и вредит интересам пользователей. Дополнялось все это картинкой с изображением Гитлера, у которого на повязке вместо свастики изображен логотип Apple.

Нападки вряд ли произвели особое впечатление на американскую компанию. К тому же сам Цзя Юэтин, создавая свою экосистему, взял многое именно у Apple. Представленные вскоре смартфоны походили на iPhone.

Чтобы выделиться, Цзя Юэтин использовал привычную для китайских производителей схему — продавал смартфоны с дизайном iPhone, но с ОС Android, широкими функциональными возможностями и дешевле, чем конкуренты. В целом, смартфоны компании оценили позитивно и даже успели назвать «убийцами iPhone».

Другим направлением Цзя Юэтина стал запуск сервисов. В их число вошли транслирующий спортивные события LeSports и стриминговый музыкальный сервис LeMusic. Компанию быстро начали сравнивать с Apple. Цзя Юэтин продолжил критиковать конкурента.

Несмотря на то, что Apple была явно сильнее как бренд, наблюдать за нападками Юэтина было интересно. Предпринимателя даже успели назвать «китайским Стивом Джобсом». Как и основатель Apple, он не стеснялся высказываться против конкурентов, а также делал громкие обещания. Вот только в отличие от Джобса он не всегда мог воплотить озвученные планы в реальность.

Провальная экспансия

В 2016 году Цзя Юэтин изменил название компании на LeEco и взялся за активную мировую экспансию. В первую очередь его интересовал рынок США. Экспансия проходила в дерзком стиле. Открывались крупные офисы, сманивались топ-менеджеры конкурентов, делались громкие заявления. Но был нюанс — все это не означало больших продаж.

Например, в США компания приобрела бывший офис Yahoo!, который обошелся в $250 млн. Но особой пользы этот шаг не принес. Чтобы понять, насколько плохо проходила экспансия LeEco в США, достаточно знать простой факт — годовой целью компании были продажи на сумму в $100 млн. Но в 2016 году ее выручка в США не достигла даже $15 млн.

Офис LeEco в США. Фото: Gizmochina

Основной проблемой было банальное непонимание рынка, на котором предстояло работать. Например, компания решила продавать свои смартфоны, используя эффективную в КНР стратегию флеш-распродаж онлайн. Под этим понятием имеется ввиду ограниченная по времени и количеству устройств распродажа со скидкой. Но на рынке США эта схема не сработала. Покупателям не нравились флеш-распродажи. Да и платить деньги через сайт недавно появившейся на рынке США китайской компании они не хотели.

Также в компании не слишком доверяли нанятым в США сотрудникам. Решения принимали китайские топ-менеджеры, которые не понимали рынок. В свою очередь, многие профессионалы начали уходить из LeEco.

Отрицательную роль сыграло и неумение строить бренд, и продвигать продукцию. Американцы не знали ни компанию, ни ее продуктов. LeEco уделяла мало времени рекламе и маркетингу. На других рынках продажи также оставляли желать лучшего.

Кризис LeEco

Несмотря на эти проблемы, Цзя Юэтин весьма позитивно смотрел в будущее. Славы «китайского Стива Джобса» ему было мало, а потому он решил выйти еще и на рынок электрокаров. В 2016 году он представил концепт LeSee. Кроме того, компании вроде бы даже удалось привлечь под это направление инвестиции в $1,08 млрд.

Помимо электрокаров, линейку компании пополнили еще и другие разработки. В том числе в области VR-устройств, электронной коммерции, интернет-финансов. Все это были проекты, на которые тратились деньги и время, но не было понятно, когда ждать работающих продуктов, а главное — зачем этим заниматься.

Цзя Юэтин. Фото: South China Morning Post

Особенно Цзя Юэтина интересовало направление электротранспорта. Помимо LeSee появилась информация и об электробайке. Также предприниматель вложился сразу в две компании, работающие в этой отрасли — Lucid Motors и Faraday Futures. В последней он стал еще и сооснователем. Обе компании должны были стать «убийцами Telsa». Цзя Юэтина стали называть «китайским Илоном Маском», но проблем от этого меньше не становилось.

В конце 2016 года их наличие признал и Цзя Юэтин. Он написал сотрудникам письмо, в котором сообщил, что у компании заканчиваются средства. Сказалась слишком быстрая экспансия, расширение линейки, а также вложения и покупки. Но пока все выглядело так, будто Цзя Юэтин контролирует ситуацию. Предприниматель даже на манер западных СЕО установил себе минимальную зарплату в один юань, что примерно 15 центов.

Свою готовность решать проблемы он подчеркнул привлечением инвестиций в $1,4 млрд. Деньги пошли на рекламу и продвижение продукции. В то же время Юэтин взялся наводить порядок со сделками. В том числе в 2017 отказался от приобретения производителя телевизоров Vizio за $2 млрд.

Усилий и денег оказалось недостаточно, потому Цзя Юэтин привлек еще $2,2 млрд. Но результат от этого особо не изменился — компания сжигала деньги, но почти не приносила их. Хлипкая структура, выстроенная Цзя Юэтином, начала рассыпаться.

В попытках спасти LeEco предприниматель, похоже, решил свернуть свою работу в США. Сначала урезали бонусы, которыми пытались заманить американских пользователей в стриминговые сервисы компании. Затем начались увольнения. Компания сократила 70% своего штата в США, но это не спасало. Те, кто остался работать в LeEco, вскоре начали жаловаться на отсутствие зарплаты.

В мае 2017 года Цзя Юэтин оставил пост СЕО LeEco, но сохранил место в совете и пост председателя. Как оказалось, не надолго. В июне китайский суд арестовал имущество предпринимателя из-за долгов. Оказалось, что LeEco просрочила выплаты процентов по полученным от банков КНР кредитам.  

Цзя Юэтин не стал возвращаться на родину, а вместо этого покинул пост председателя. Он заявил, что займется спасением Faraday Future. Без Цзя Юэтина дела LeEco не стали лучше. В декабре 2017 года даже появилась информация о том, что компания банкрот. Но она не подтвердилась и LeEco продолжает работать.

Попытка спасти Faraday Future

Спасение Faraday Future также не задалось. Первые проблемы у стартапа появились в 2016 — когда LeEco была еще на плаву. Цзя Юэтин оказался не лучшим выбором в качестве сооснователя и акционера.

Ситуация сильно напоминала происходящее в LeEco — громкие анонсы, обещания и приглашение на работу топовых сотрудников из автоконцернов, но без конкретных результатов.

Компания представляла прототипы, но серийное производство так и не было начато. В 2016 году ей из-за проблем с деньгами пришлось отказаться от строительства завода в США. Летом на нее подали иск — Faraday Future была должна $400 млн поставщикам.

В самой компании творился беспорядок: помимо пущенного на самотек управления, некоторые издания подозревают нецелевое использование средств. В 2017 году многие уже успели предсказать компании банкротство. Это касалось не только СМИ, но и сотрудников и топ-менеджеров, которые покидали стартап.

Цзя Юэтин сумел спасти проект, используя простую схему — начал задерживать платежи поставщикам, придумывая различные оправдания. В итоге ей удалось удержаться на плаву. В декабре Цзя Юэтин нашел нового инвестора и получил от него $1 млрд. Предприниматель сам возглавил компанию, но проблем меньше не стало.

В 2018 году у Faraday Future снова появились финансовые трудности. В этот раз их решали с помощью одной из крупнейших строительных компаний — КНР Evergrande Group.

О сделке компании договорились еще в 2017 году. Evergrande Group получала 45% акций Faraday Future в обмен на вложения в $2 млрд. Первый транш в $800 млн компания получила в начале 2018 года. Остальные деньги Faraday Future получила бы двумя траншами в 2019 и 2020, но только при условии выполнения планов по серийному производству люксового электрокара FF91. Публично о сделке рассказали в июне, а уже через месяц $800 млн закончились.

FF91. Фото: South China Morning Post

Цзя Юэтин пришел просить новый транш — на $700 млн. В Evergrande Group от такой сделки отказались. После этого между компаниями началось судебное разбирательство.

На этом проблемы Faraday Future не закончились. В сентябре FF91 загорелся через несколько часов после презентации. Из-за этого появились большие сомнения в том, что Faraday Future удастся начать серийный выпуск к концу года.

На прошлой неделе появилась информация, что из компании ушли вице-президент Питер Саваджиани и один из основателей Ник Сампсон. В конце октября сотрудникам на 20% уменьшили зарплату, а часть — уволили.

Но это не помогло и Цзя Юэтин взялся за более жесткое сокращение. Компании пришлось отказаться от завода и части операций. Сотрудники, которые решились присоединиться к проекту после 1 мая, вынужденно ушли в отпуск за свой счет. Те, кто пришел в компанию раньше, могут остаться, но им придется согласится на зарплату в $50 000 в год. Цзя Юэтин сообщил, что Faraday Future продолжит работать по этой схеме до декабря. Будущее компании зависит от того, сможет ли она получить инвестиции.

Цзя Юэтин — пример предпринимателя, который мог добиться успеха Джека Ма или главы Xiaomi Лэй Цзюня. Но против него сыграла чрезмерная амбициозность и желание браться за все и сразу.

Он явно не рассчитал силы собственной бизнес-империи и в итоге все потерял. Сейчас о нем уже редко говорят, как о китайском Илоне Маске или Стиве Джобсе. Большинство вспоминает ошибки и провалы предпринимателя. Даже если он сможет спасти и вывести в прибыль Faraday Future, восстановление деловой репутации будет длительным и сложным процессом.