Утром я просыпаюсь и, первым делом, смотрю данные о сне в приложении для фитнес-браслета. Он разбудил меня в нужную фазу сна и фиксировал, как я сплю всю ночь. Днем он подсчитает количество пройденных шагов, может показать данные о частоте сердечных сокращений. Весы покажут не только вес, но и помогут определить процент содержания жира и жидкости в организме, костную и мышечную массы. Мы можем измерить себе температуру бесконтактным термометром, давление, уровень сахара в крови и ацетона в моче. С помощью новых Apple Watch скоро можно будет снять кардиограмму, лежа дома на диване и не прибегая к помощи медиков.
MedTech стал одной из лидирующих отраслей венчурной индустрии. Ежегодно десятки миллиардов долларов инвестируются в производство медицинской техники, в использование искусственного интеллекта и машинного обучения для диагностики. К примеру, по снимку МРТ профессиональная программа уже может определить проблемы с сердцем в течение 15 секунд, в то время как человеку для этой же работы понадобится около получаса.
Украинские инвесторы тоже любят MedTech. Управляющий директор венчурного фонда TA Venture Виктория Тигипко в недавнем интервью очертила это направление, как одно из самых перспективных. Борис Ложкин, который не так давно отвечал за привлечение инвестиций в Украину, заявлял, что медицина и образование – важные для страны инвестиционные отрасли.
Все новые медицинские технологии работают на скорость, доступность и точность. Человечеству стало важно быстро получать точные данные о своем состоянии здоровья, оперативно вносить правки и возвращаться к здоровой жизни. Но что нам с кардиограммы, которую мы не можем прочитать, или, что нам с данных о повышенном уровне глюкозы в крови, если мы не знаем, как действовать в таком случае?! Пока нам не доступны технологии, которые бы определяли болезнь по симптоматике и анализам, расписывали курс лечения и выписывали рецепт. Последнее слово всегда за врачом. Но что делать, если доктора рядом нет – у него запись за месяц или же вы находитесь далеко от пункта оказания медицинской помощи.
Опытные страны
Норвегия, страна, в которой уже давно задались вопросом, как оказать медицинскую помощь людям, живущим в отдаленной местности. В 1993 году решение было найдено. В стране начался процесс внедрения технологий телемедицины. Шли по двум направлениям – консультации врач-врач и врач-пациент. В первом случае, врачи консультировали коллег в глубинке, во втором – врачи оказывали помощь пациентам напрямую. Стартовали они с 6 человек персонала и локализации на севере страны. Сейчас это большой общегосударственный проект. И вполне привычно прийти на консультацию к врачу, вызвать его на дом или проконсультироваться по видеосвязи.
В европейских странах телемедицина – понятие уже знакомое и привычное. Помимо Норвегии успешные проекты есть в Дании, Германии, Эстонии, Финляндии, Франции и Италии. Во многих странах телемедицина работает и в коммерческом секторе. Яркий пример — наш сосед Польша. Польские медики говорят, что 8 из 10 обращений пациентов за помощью они могут обработать онлайн.
Успешным считается также проект в Канаде. В марте этого года представители канадской сети Ontario Telemedicine Network приезжали в Украину делиться опытом. В их сети работает 262 сотрудника. Врачи общаются с пациентами с помощью видеозвонка. В 2017 году они провели 747 000 онлайн-консультаций. Благодаря телемедицине провинция Онтарио смогла сэкономить 67 млн канадских долларов. Другие провинции также подключаются к проекту.
Растет спрос на телемедицину и в США. Согласно прогнозу Tractica, количество телеконсультаций в Штатах вырастет с 19,7 млн в 2014 году до 158,4 млн в 2020 году.
По данным Mordor Intelligance, глобальный рынок телемедицины в 2017 году составил $32,8 млн. Годом ранее его объем был на $4 млн меньше – $28,8 млн. По прогнозам этой исследовательской компании, к 2023 году, объем рынка вырастет почти до $90 млн.
Проекты телемедицины можно найти не только в развитой Европе, Канаде, США, Китае или Японии, но и в разных вариациях в Индии, Египте, Замбии, Мадагаскаре, Перу, Конго, Бурунди, Западной Африке, Ираке, Афганистане, Пакистане и Кувейте.
А что у нас?
Впервые о телемедицине на государственном уровне заговорили в прошлом году и начали готовить законодательную базу. Осенью 2017 года президент Петр Порошенко подал в ВРУ законопроект «О повышении доступности и эффективности медицинского обслуживания в сельской местности». В нем четко указано, что такое телемедицина, как и где ее можно использовать. Основной акцент — «внедрение современных технологий медицинского обслуживания в сельской местности с использованием телемедицины, особенно если расстояние и время являются критическими факторами для оказания медицинской помощи». Закон приняли быстро — всего за два месяца.
«Мечтаю, чтобы в ближайшее время, мы могли приехать в село, зайти в амбулаторию, выйти на связь с лучшими профессорами Украины и продемонстрировать эффективность функционирования системы телемедицины», – заявил через пару месяцев Петр Порошенко во время церемонии подписания Меморандума о сотрудничестве между Минрегионразвития, МОЗ, Мировым банком и Министерством иностранных дел Канады. Ожидалось, что Мировой банк выделит на проект деньги, а специалисты из Германии, Канады и Хорватии окажут консультационные услуги и помогут внедрить телемедицину в Украине. Проект пока не запущен.
Нельзя сказать, что в Украине совсем нет и не было телемедицины. В 2005 году стартовал проект в Одесской области, через пару лет был в Днепропетровской. Сейчас некоторые частные клиники предоставляют такую услугу. Впрочем, сами врачи после приема часто дают свои контакты для дальнейшей консультации по результатам анализов или ухудшения состояния. И эти консультации можно смело назвать телемедициной.
В чем удобство
Главная цель телемедицины — передвижение информации, а не передвижение людей. Пациенту не нужно никуда ходить, ожидать приема, стоять в очереди, контактировать с другими больными — он может получить консультацию дома в удобное для него время. Врачу в свою очередь тоже удобно — к пациенту не нужно выезжать. А значит за одно и то же рабочее время можно принять больше пациентов.
Опыт других стран показывает, что эффективно работает телемедицина, если между пациентом и врачом большое расстояние, для преодоления которого потребуется значительное количество времени. Телемедицина снимает это расстояние и даже границы. К примеру, врач из Трускавца может консультировать и вести больного в Харькове, пациент из сельской глубинки Закарпатья может получить консультацию врача из Киева или отдыхающая в Египте семья или украинцы проживающие за границей, могут легко обратиться к врачу на родине. Для этого нужно всего-лишь доступ к интернет.
С помощью телемедицины можно сократить количество походов к врачу. К примеру, первый прием у семейного доктора можно провести онлайн. Врач соберет симптоматику, отправит на анализы и дополнительное обследование и уже на второй прием можно прийти очно. Или наоборот. Пациент приходит на первый прием, врач его осматривает, отправляет на анализы и уже с результатами пациент выходит в онлайн на связь, где получает схему лечения и рецепт. Кстати, украинские медики говорят, что порядка 70% консультаций с врачом – это повторные консультации. 90% повторных консультаций можно провести в удаленном режиме.
Надеюсь, что телемедицина приживется в Украине и мы спокойно сможем отправить врачу данные своей кардиограммы, выйти на связь и получить профессиональную консультацию. Не зря же люди в Apple работали над умными часами.
Автор: Руслан Кравец, CEO компании Medikit.