Более четырех лет мы занимаемся развитием в Украине технологий, которые автоматизируют часть работы юристов. Мы хотим дать людям возможность решать практически все юридические проблемы онлайн и шаг за шагом движемся в этом направлении с помощью улучшения сервиса «Дом Юриста».

Как и у всех IT-компаний на ранних стадиях, у нас постоянно возникают проблемы, мы сталкиваемся с форс-мажорами, о которых ранее не думали, и в принципе «проталкивание» ранее неизвестных технологий оказывается очень тяжелым и мучительным процессом. К счастью, наша компания продолжает развиваться, мы создаем новые сервисы, а благодаря иностранным инвестициям и грантам, нам более-менее удалось «потестить» и отыскать работающую бизнес-модель.

Через несколько месяцев выйдет абсолютно новая версия «Дом Юриста», которая будет иметь полностью обновленный дизайн, голосовой ассистент и даже сможет на минимальном уровне понимать юридические потребности пользователя при помощи наводящих вопросов и будет самостоятельно предлагать решения.

Мы прошли путь от идеи к компании, которая несколько раз привлекала инвестиции, нашими сервисами пользуется в среднем 100 000 человек в месяц, а буквально несколько дней назад мы победили в номинации Tech в конкурсе юридических инноваций Aequo Legal Tech Challenge. Мы допустили достаточно много ошибок и сейчас я бы хотел ими поделиться. Если молодые предприниматели смогут их избегать, это точно повысит их шансы построить устойчивый бизнес.

Вот какие ошибки совершают стартапы/стартаперы, из-за которых чаще всего не достигают успеха:  

  1. Имеют слишком много «управленцев». Стартап – это диктатура. Мы уверены и проверили опытом, что если каждый член команды будет тянуть одеяло на себя и говорить «я главный, посмотрите на мой крутой стартап», то в итоге это ни к чему хорошему не приведет и проект развалится. Я ни в коем случае не говорю о том, что команда не должна быть инициативной. Каждый обязан стремиться делать максимум в своей локальной зоне ответственности, но направление движения и стратегию должен определять один человек. За ним также и принятие окончательного решения. Если основателей проекта несколько, как у нас, то все равно мы обсуждаем стратегию, несем ответственность за свои направления, но двигаемся по пути, определенному нашим CEO. На данный момент стратегией и принятием окончательных решений в «Дом Юриста» занимается Олег Смотров и, так как я человек творческий и занимаюсь брендингом, а Максим – технический, то мы не против ориентироваться на того, у кого управление получается лучше всего. За дизайн и маркетинг отвечаю я, а за всю техническую часть – Макс. Мы друг другу доверяем и знаем, что никто никого не подведет. Советуем определить CEO проекта в самом начале, потом у вас будет меньше проблем.
  2. Начинают бизнес в одиночку. Честно сказать, я не знаю, существовал бы «Дом Юриста» по сей день, если бы мы не развивали компанию вместе. Я говорю про моих партнеров и друзей Олега Смотрова и Максима Селиванова. Каждый из нас оказывает огромное влияние на работу компании и подстраховывает в случае каких-либо проблем, которые обязательно случаются. Поэтому первое и самое важное, что бы мы хотели посоветовать – не начинать бизнес самостоятельно. Создание новой компании — это тяжелая работа, и для запуска бизнеса часто требуется больше одного человека. Как минимум, есть задачи, которые просто невозможно выполнить самому. Не говоря уже о сокрушительных ударах и неудачах, которые затрудняют работу. Вы можете предложить работу в стартапе вашим друзьям или единомышленникам. Благодаря хорошим партнерам у вас намного больше шансов построить действительно устойчивое и успешное дело.
  3. Строят стартапы, которые ни на что не влияют.  Самые успешные технологические компании и проекты влияют на устоявшиеся рынки. Uber разрушает службу такси, Airbnb – отельный бизнес, Netflix – телевидение, Tinder – способы знакомства, «Дом Юриста» – влияет на юридический рынок в Украине. Любая качественная технология влечет за собой изменения и ломает устои, позволяет людям делать что-то легче и удобнее. Если в вашей идеи таких изменений нет, то мы рекомендуем ее пересмотреть, пообщаться с потенциальными пользователями и постараться улучшить.
  4. Придумывают несуществующие проблемы и пытаются их решать. Новые продукты – это решение каких-либо реально существующих проблем. Они должны устранять какую-то «боль» людей и только в таком случае имеют шанс стать успешными. Дело в том, что Олег и Максим более 20 лет работали практикующими адвокатами и управляли своей «традиционной» юридической фирмой. Они знали, что большинство людей не могут позволить себе качественную юридическую помощь, потому что она стоит слишком дорого. Именно тогда им в голову пришла идея объединить право и технологии, чтобы с помощью интернета одновременно обслуживать сотни тысяч людей. Мы четко понимали проблему и потребность людей, а поэтому нам оставалось придумать способ, как эту идею воплотить. Вам следует пристально наблюдать за людьми и стараться понять, какие есть проблемы и как с помощью вашего продукта их можно решить. Многие допускают ошибки: думают только о своих потребностях (они могут быть ложными); не спрашивают реальных потребителей, что же им на самом деле необходимо. В итоге стартаперы создают вещи, которые не пользуются спросом. Да, экспериментировать стоит, но в том случае, если это потребляет наименьшее количество средств и времени.
  5. Слишком много говорят и мало делают. Это очевидно, что сегодня огромная часть молодых и амбициозных людей хотят называть себя «стартаперами» и «пилить» какие-то технологические продукты. На самом деле это круто. Кажется, что стартапы – это модно, престижно и инновационно, а такие примеры как Airbnb или Instagram вселяют уверенность в том, что за пару лет можно построить компанию и продать ее за миллиард (условно). Но многие спешат и начинают рассказывать о своих стартапах даже перед тем, как что-то по-настоящему сделают. Только на нашем, хоть и небольшом Legal Tech рынке в Украине мы можем назвать людей, которые не имеют «за спиной» ничего кроме какого-то простого лендинга (еще хуже – бесплатного на Tilda), но уже дают лекции, учат (!) других ребят достигать успеха и рассказывают, как же на самом деле строить Legal Tech продукты. В этом случае, нам хочется сказать таким «стартаперам» только одно – «покажите, что вы сделали». Очень многие начинают рассказывать больше, чем делают на самом деле. Мы советуем просто создавать. Придумывайте новые технологические продукты, проводите эксперименты, ошибайтесь и улучшайте их. Много работайте, и вы удивитесь, когда ваши продукты будут рассказывать о вас больше, чем вы сами.
  6. Нанимают слишком много людей. Многие почему-то определяют успешность компании количеством людей, которые в ней работают. Думают, что чем больше людей, тем успешнее компания. Но это совсем не так и не стоит стремиться быстрее расширять штат специалистов без явной на то необходимости. Есть огромное количество компаний, которые генерируют миллионы долларов в год, не имея в команде больше 30 человек. Говорит ли это о том, что компания неуспешная? Не думаю. Если честно, то мы всегда очень сильно скрывали, что на первых этапах развития «Дом Юриста» – достаточно долгий период – мы работали только втроем. Мы показывали отличные результаты и нам удавалось привлекать новых пользователей и удаленно работать с программистами, которые помогали нам технически создавать продукты, но думали, что если сказать о нашей маленькой команде, то Дом юриста никогда не будут считать успешными. Сегодня же мы можем открыто сказать, что стартапу важно иметь минимум человек, которые имеют максимальные навыки. Будь-то дизайн или маркетинг – это должны быть отменные специалисты, которые будут закрывать свое направление «под ключ». Это значит, что не нужно проверять их работу или, что еще хуже, говорить, как надо делать, и давать указания. Вам необходимо собрать таких людей и постараться нанимать новых только по необходимости. Помните, что чем больше людей, тем больше ответственность, уровень контроля и, как бы там ни было, конфликтов. Это все потребляет огромное количество энергии. Советуем это устранить.
  7. Не обращают внимание на дизайн. Кто-кто, а вот крутой дизайнер нужен вам в команду сразу. Ведь маркетинг, коммуникация с клиентами и вид продукта должны быть превосходными. Это влияет как на продажи, так и на восприятие компании в целом. Этим нельзя рисковать. «Дом Юриста» «пережил» три версии продукта, сейчас мы разрабатываем абсолютно новую версию, которая выйдет уже в декабре, и можем откровенно сказать, что с улучшением дизайна и лучшим UX, продажи сервисов кардинально увеличивались. Что касается самого продукта, то он должен быть понятным и пользователь должен сразу ориентироваться в его интерфейсе. Не думайте так, что сначала мы сделаем кое-какой дизайн, а потом будем его улучшать. Это не работает. В таком случае, лучше сделать кое-какие технологии, но подать их таким образом, чтобы клиенты думали, что вы изобрели новый SpaceX.
  8. Улучшают продукт слишком медленно. Если вы спросите меня, что самое главное в построении любой новой компании, то я без колебаний отвечу – скорость. Скорость реализации своих идей в больше мере определяет, достигнете вы успеха или нет. Даже на нашем рынке есть конкуренты. Ребята, которые работают с нами в одной плоскости и тоже создают технологические Legal Tech продукты. Если мы будем двигаться слишком медленно, то нас могут обогнать. Не ждите, пока вы сделаете «идеальный» продукт (такого никогда не будет). Делайте максимально быстрые итерации с обновлениями и новыми «фичами», а потом «в бегу» доделывайте их, не давайте себе возможности расслабиться. Иначе вас не станет и найдется сумасшедший (или даже несколько), которые будут работать по ночам и разнесут вас в пух и прах. Это может вам очень дорого стоить.
  9. Стартаперы не живут тем, что они делают. Из собственного небольшого опыта можем вам сказать, что успешным основателям стартапов любого уровня – от небольшого «Дом Юриста» до эпохальной Tesla – присущее одно качество – они живут тем, что делают. Они постоянно думают о своих компаниях, могут отстраниться от всего мира, ничем не занимаются, кроме того, чтобы улучшать свое детище. А в нашем случае, даже если мы куда-то и выйдем «в люди», то только в своей же одежде с надписью «Дом Юриста». Можно постоянно говорить о дизайне, идеях, команде, но есть одно, без чего не построишь ни одну успешную компанию – огромная жажда сделать ее легендарной. Никто не знает, получится у него это сделать или нет. Но у того, кто будет до конца в это верить, намного больше шансов достичь своего.

Автор: Никита Смотров, CMO компании «Дом юриста»