Украинские магазины на «Черную пятницу» давали 0% вместо обещанных скидок или продавали дороже: исследование

Для этого исследования авторы собирали цены на определенные товары в нескольких интернет-магазинах с мая по ноябрь этого года. Это были цены на смартфоны, ноутбуки, телевизоры, крупную и мелкую бытовую технику, одежду, сумки, парфюмерию. Всего собрали данные о 70 000 товаров. Потом среди них выбрали те, которые продавались со скидками на «Черную пятницу» и сравнили эту цену со средней стоимостью за полгода.

В результате получили данные о 7280 товарах, из которых — 1025 единиц техники в известных интернет-магазинах и почти 6300 единиц женской одежды и сумок из популярного магазина одежды. «Мы не утверждаем, что подобная ситуация — и у других продавцов. Но обращаем внимание на то, как могут действовать продавцы, в том числе и с известными брендами», — говорят составители исследования. 

Только в 486 случаях заявленная скидка соответствовала реальной или же была близка к ней (разница в 2%). Реальная скидка высчитывалась как разница в процентах между ценой на «черную пятницу» и средней ценой на товар на протяжении мая-ноября. На графике ниже показано соотношение честных и нечестных скидок на «Черную пятницу. На сайте, где изначально опубликовано исследование, график — интерактивный, на каждую точку можно кликнуть, чтобы посмотреть, как менялась цена на товарную позицию.

Соответственно, в этот сезон скидок у покупателей было четыре варианта:

  • Действительно купить товар со скидкой — во время исследования авторы нашли 486 товаров из 7280, в которых заявленная скидка соответствовала реальной.
  • Купить товар по средней цене. Часто цена товара в этот сезон близка к самой низкой цене за полгода или равняется средней. В 1653 случаях скидка составляла ровно 0% от средней цены за полгода (т.е. скидки не было).
  • Купить товар со скидкой, но значительно меньшей, чем объявленная (таких случаев — больше всего).
  • Переплатить за товар. 991 товар из исследованных 7280 продавался дороже.

Если же смотреть на отдельные категории товаров, оказывается, что на «Черную пятницу» стоит покупать технику, и лучше не стоит — одежду. К примеру, для ноутбуков, телефонов, планшетов, умных часов старая цена (которая во время скидок называется, как цена, в отношении которой сделали скидку) — обычно действительно является предыдущей ценой. Но надо учитывать, отмечается в исследовании, что такая техника постоянно дешевеет из-за появления новых моделей.

Средняя скидка на смартфоны в сезон распродаж составила 15,1%, на умные часы — 19%, наушники — 23%. Ноутбуки в среднем продавались на 13,5% дешевле. На дорогих моделях можно было сэкономить и больше, к примеру, в одном из магазинов ноутбук Ноутбук Lenovo Yoga 910-13IKB (80VF00DGRA) Silver продавался за 38 000 грн, при том, что средняя цена на него за год составляла порядка 50 000 грн. 

В категории одежды скидки часто были обычными приманками — именно поэтому многие товары этой категории попали на графике выше в зону нечестных скидок. Однако в этой же категории наблюдались и реальные скидки до 50%. 

Напомним, в «День холостяка» Alibaba продала товаров на $1 млрд за первую минуту, на $31 млрд — за сутки. 

Ольга Карпенко: Пишу о стартапах с тех времен, когда еще слова такого не было:) Журналист AIN.UA с 2012 года, до этого писала об IT на Лиге. Для свази со мной: Почта | Facebook | LinkedIn