Согласно заявлению Brander, следователь и оперативники ГФС «оказывают психическое давление на сотрудников, прямо угрожают, не выпускают всех находящихся в помещении, в нарушение всех мыслимых и немыслимых норм, и процессуальной формы в целом».
«…без каких-либо внятных процессаульных оснований вмешиваются в хозяйственную деятельность и производят незаконные следственные действия, ограничивая свободу передвижения и останавливая хоздеятельность предприятия», – сообщают в компании, называя следственные действия незаконными и произволом.
По словам Романа Глебова, юриста компании, работа остановлена: «Пришли ребята из налоговой, оперативники, с осмотром, заблокировали здание. Нарушили работу предприятия, ограничили свободу перемещения. Сейчас пытаются провести допросы находящихся в помещении».
В решении суда, на основании которого проводятся следственные действия, есть разрешение на изъятие техники и документов, но пока их не изымают, опрашивают сотрудников. «Людей из офиса не выпускают, вот сейчас дошло уже до драки», – говорит Глебов.
Правовые интересы компании представляет компания Axon Partners.
Brander — компания полного цикла веб- и мобильной разработки, которая работает на украинском рынке более 5 лет. В штате – более 100 человек. Среди клиентов – АЛЛО, Comfy, ПУМБ, «Золотой Век», «Срібна Країна» и другие.
Мнение юристов:
Какой-либо однозначный вывод из скудной информации, которую можно почерпнуть из открытых источников, сделать сложно, как отмечает Галина Пилипенко, адвокат практики налогообложения и бизнес-эффективности Juscutum. Юрист отмечает, что подобные действия должны проходить по следующим правилам:
«Вторжение (проникновение) сотрудников органов ГФС (следственного управления финансовых расследований ГФС) в помещения субъекта хозяйствования возможно в добровольном порядке либо на основании определения следственного судьи, если только речь не идет о случаях, связанных со спасением жизни и имущества или непосредственным преследованием преступника. Указанное определение выносится в рамках досудебного расследования по уголовному производству.
Такое производство может быть возбуждено как по факту совершения деяния, имеющего признаки определенного преступления, так и против определенных лиц, совершивших такие деяния. На практике, лицо, у которого проводится следственное действие (обыск, осмотр) не обязательно может подозреваться в совершении определенного преступления, достаточно оснований считать, что в помещении могут находится документы, предметы, связанные с совершенным кем-либо преступлением, или лица, имеющего к этому отношение, или что-либо другое, что может позволить установить истину в деле. Следственный судья должен отказать в удовлетворении соответствующего ходатайства стороны обвинения, если она не докажет наличия вышеуказанных обстоятельств.
Осмотр может проводиться с целью выявления и фиксации сведений относительно обстоятельств совершения уголовного правонарушения. При этом осмотр жилья или другого владения лица должен проводиться в порядке, предусмотренном для обыска. В связи с этим определение судьи о предоставлении разрешения на проведение осмотра владения лица должно содержать информацию:
- о сроке ее действия, который не может превышать одного месяца;
- о помещении подлежащем осмотру;
- о лице, которое владеет помещением;
- о правовых основаниях вынесения определения;
- о лице, которому дано разрешение на проведение следственного действия, конкретных целях следственного действия.
Копия определения должна быть вручена лицу, которое владеет осматриваемым помещением или другому присутствующему лицу.
При проведении осмотра разрешается изъятие только тех вещей и документов, которые имеют значение для уголовного производства, и вещей, изъятых из оборота. При этом следователь имеет право запретить любому лицу покидать место осмотра до его окончания и совершать действия, препятствующие проведению осмотра.
И конечно же, во время обыска или осмотра не могут происходить допросы находящихся в помещении лиц – это отдельное следственное действие, которое проводится в установленном специально для него порядке – начиная от вручения в установленный срок повестки и заканчивая предоставлением права допрашиваемому права на защиту».