8 января российская компания Promobot разослала пресс-релиз (копия есть в редакции AIN.UA) о том, что один из ее роботов, привезенный для участия в выставке CES, попал под колеса Tesla Model S. Устройство, якобы отдалившись от колонны других роботов, оказалось у проезжей части, а машина не заметила его присутствия.

Детальнее всех ситуацию изложил британский таблоид Daily Mail — издание якобы получило комментарии очевидца событий. Человек по имени Джордж Калдера находился в Tesla во время инцидента на пассажирском сиденье, пока машина двигалась в «беспилотном режиме». Также издание сообщило, что на место приехали полицейские. 

Однако даже в Daily Mail указали, что ситуацию многие называют PR-постановкой. Тем не менее, новость активно перепечатали зарубежные и украинские СМИ. О том, что Tesla сбила российского робота, написали, среди прочих, и украинские издания.

Почему это фейк

Правдоподобность видео сразу поставили под сомнения профильные издания и внимательные читатели. Журналист AIN.UA собрал их аргументы и другие доказательства, чтобы опровергнуть версию Promobot.

Promobot не впервые использует PR-постановки для привлечения клиентов

Promobot — российская компания из Перми, резидент центра «Сколково». Стартап появился из совместной идеи трех программистов в 2013 году и постепенно разросся до многомиллионного бизнеса по продаже роботов-промоутеров. Так, в июне 2018 года Promobot заключила договор на $56 млн по поставке роботов в США, а в декабре того же года — привлекла около $5,7 млн на развитие в Италии.

Один из любимых маркетинговых приемов компании — постановочные истории с «побегами» своих роботов. Так, в июне 2016 года один Promobot отъехал на несколько метров от испытательного полигона. На происшествие собрались зеваки, затем приехала полиция — и робот засветился в мировых СМИ.

«Побег» Promobot в 2016 году. Источник: vc.ru

В колонке для издания vc.ru управляющий партнер агентства, продвигающего пермскую компанию, описала позитивные последствия кейса. Благодаря шумихе, Promobot заключали множество зарубежных контрактов и получила коммерческие заказы. Приводим цитату из материала:

Всегда можно описать реальное происшествие так, что оно заиграет в лучших традициях сценаристики — с героем, антигероем, «спасением девицы» и другими атрибутами. Я делала это много лет назад, когда работала выпускающим редактором одного из крупнейших в стране таблоидов и моей основной обязанностью было создание заголовков и «продажа» новостей читателям. Массовые газеты занимаются этим день ото дня. Рядовое событие становится новостью, когда об нем можно интересно написать. Особенно если вы целитесь в разделы типа «Курьезы», «Weird» и «ЧП».

Новый релиз Promobot составлен в том же духе. В нем компания сетует, что роботу нанесены тяжелые повреждения, он не подлежит ремонту и не сможет выступить на CES. 

Слова пассажира не соответствуют возможностям Tesla

Пассажир Tesla по имени Джордж Калдера рассказывает о ситуации с явными ошибками. Вот его цитата из материала Daily Mail:

Там никого не было: ни людей, ни машин. Я перевел Tesla в самоуправляемый режим и она начала двигаться. А потом вау! Робот на дороге! Я думал, что автомобиль проедет мимо, но он въехал прямо в него! Мне очень неловко, робот выглядит мило. Приношу глубочайшие извинения инженерам.

На самом деле, в Tesla нет полностью автономного режима. На коммерческом рынке вообще нет ни одной полностью автономной машины, доступной для покупки. Даже автомобили Waymo от Google ездят по дорогам со «страховочным» водителем.

Фирменная функция Autopilot от Tesla работает лишь в определенных сценариях и ориентирована на передвижение по высокоскоростным магистралям. По запросу журналиста AIN.UA, ситуацию прокомментировал Дмитрий Новиков, арт-директор компании MacPaw и владелец Tesla Model S 75D образца 2018 года:

Последняя версия Autopilot на Tesla подразумевает удержание машины в полосе, перестроение, съезды с эстакад, а также адаптивный круиз контроль — когда машина отслеживает движение впереди.

Также в последней прошивке Tesla добавила распознавание людей и мотоциклов. Например, однажды в плохую погоду моя машина сама отреагировала на перебегающего пешехода. По ролику видно, что на месте нет разметки, поэтому водитель мог включить только адаптивный круиз-контроль. Что делал там робот — под большим вопросом.

Новиков также рассказал, что работа Autopilot требует, чтобы руки водителя находились на руле. Если их убрать, автоматические управление отключится.

Таким образом, пассажир не мог просто «перевести Tesla в самоуправляемый режим» и наблюдать за столкновением со стороны.

Съемка вызывает подозрения

На видео, которым Promobot сопроводила релиз об аварии, запечатлено столкновение Tesla и робота, снятое якобы с камеры наблюдения.

Во-первых, робот падает за долю секунды до того, как мимо него проезжает автомобиль. Во-вторых, на месте столкновения, скорее всего, нет камеры наблюдения. Редакция AIN.UA отыскала локацию ДТП на Google Maps. Изображения, снятые в апреле 2018 года показывают, что рядом с местом аварии нет никаких камер.

Более того, судя по ракурсу съемки, запись велась с устройства, закрепленного на штатив на другой стороне дороги. 

Полиция ничего не знает о случившемся

В материале Daily Mail указано, что вскоре после инцидента, на место прибыли полицейские. Хотя они и не выдвинули никому официальных обвинений, но начали расследование. Редакция AIN.UA направила запрос в полицейский департамент Лас-Вегаса, но пока не получила ответ.

В то же время журнал Wired приводит комментарий офицера LMPD (Las Vegas Metropolitan Police Department) Адена Гомеза. Полицейский рассказал, что не нашел записей об этом ДТП, а правоохранители обычно не занимаются подобными делами, которые касаются частной собственности. 

Напомним, ранее AIN.UA рассказывал, как «Телебачення Торонто» запустило фейк про смертельную игру «Черный конь».