Александр Романишин, сооснователь RE:ACTOR
В чем суть работы платформы RE:ACTOR?
Если просто — мы ускоряем внедрение инноваций в корпорациях, помогаем трансформировать компании с помощью технологий, делаем их более эффективными. Таким образом, суть текущей модели нашего бизнеса: корпорации обращаются к нам со своими проблемами и запросами, мы их решаем.
Сооснователи RE:ACTOR: Евгений Саранцов, Александр Романишин, Александр Жариков
Расскажите подробнее, как это работает?
В корпорациях рано или поздно возникает четыре вопроса, на которые мы помогаем ответить:
- Как создавать и улучшать услуги или продукты для своих клиентов.
- Как уменьшить время на создание новых продуктов.
- Как взаимодействовать с талантами, оставляя им свободу для развития.
- Как переходить на формат нестандартного мышления.
В момент, когда компания сталкивается с этими вопросами, у нее появляется запрос на открытые инновации. Первое время она оглядывается вокруг в поисках новых решений под свои задачи и, как правило, пытается подтянуть какие-то бегающие вокруг стартапы. Правда, чаще всего эти стартапы — шлак. Компании находят «что попало» и разочаровываются.
Либо же второй вариант: компании заигрываются в «театр инноваций»: постоянно устраивают разные хакатоны, конкурсы, события, тратят ресурсы. Но все это без толку, технологическое решение не находится, и мероприятие, которое должно было принести пользу компании, превращается в банальную тусовку.
Почему так происходит?
Нет системы, нет четкого бизнес-процесса. Ведь поиск и внедрение инноваций — это такой же системный бизнес-процесс, как работа с персоналом или составление ежегодной финансовой отчетности, управление запасами или что бы то ни было другое. Работа с инновациями должна производиться системно и регулярно. Но так как это новый вид деятельности, то для того чтобы он осуществлялся на должном экспертном уровне, наиболее логично обратиться туда, где уже есть накопленная экспертиза. Например, RE:ACTOR имеет уже отлаженный бизнес-процесс, фильтры и методологию отбора команд. Также мы работаем только с командами, которые утвердил наш технический совет. Когда команда отвечает на наш запрос, мы пропускаем ее через совет и проводим предварительную техническую оценку решений.
С кем из корпораций в СНГ вы уже работали?
Клиенты RE:ACTOR — Альфа-Банк, «Галнафтогаз», «Хлебодар», Датагруп и другие. В Казахстане — «Казахтелеком». В России как раз сейчас запускаемся. Компании рассказывают нам свою боль и видение будущего, а мы находим технологические команды, которые помогают решать поставленные задачи. Например, три позиции из 35 лидеров рейтинга украинских инноваторов Leadership Journey являются партнерами и клиентами RE:ACTOR. Это ОККО, «Альфа-Банк Украина» и DataGroup. Для каждой из этих компаний RE:ACTOR уже нашел и продолжает отбирать технологические решения под конкретные запросы, связанные с трансформацией бизнеса, в том числе цифровой, улучшением бизнес-процессов и созданием новых продуктов. Благодаря этому они действительно являются лидерами инноваций в своих отраслях и имеют в своем распоряжении абсолютно уникальные и эффективные технологические решения.
А в мире?
В Польше нашими клиентами являются венчурный фонд Arkley VC и Cooperation Fund Foundation, финансируемый ЕС. Мы очень много сотрудничаем с Польшей. RE:ACTOR — партнер Wolves Summit, одной из крупнейших европейских конференций для инвесторов, стартапов, корпораций. Она проходит дважды в году в Варшаве. Совсем недавно мы презентовали новый масштабный украинско-польский проект Startup Bridge, который будем делать совместно с Министерством инвестиций и экономического развития Польши, Cooperation Fund Foundation и венчурным фондом Simpact. У нас есть амбассадоры в экосистемах Европы, США, СНГ, на Ближнем Востоке, в Восточной Азии. Наша модель настолько универсальна, что к нам обращаются за франшизой, чтобы внедрить ее в Латинской Америке и США.
Вернемся на шаг назад. Что же такое открытые инновации?
Представьте себе, что вы хотите позавтракать, скажем, вкусным омлетом со свежим хлебом. Для этого вы идете на ферму, находите там курицу — вытрушиваете из нее яйцо, находите корову — доите ее. Потом несете это все в дом — разжигаете костер и готовите на нем омлет. Потом вы строите завод по выпечке хлеба, покупаете все, что для этого необходимо, и печете хлеб. Так вот, открытые инновации — это готовый завтрак на столе. Вас не интересуют промежуточные трудности, общение с курами и коровами. Вы получаете готовое, отобранное решение.
Приведите пример.
Из свежих примеров «Альфа-Банка Украина». Банк поставил перед нами задачу: найти технологические команды, готовые предложить решения для создания digital bank. Мы отобрали более 150 команд, которые ознакомились с запросом. Провели ряд интервью. Выбрали решение, прошла его интеграция с банком. Продукт вышел на рынок, он называется «ОК, Альфа!». Теперь предприниматель может открыть счет за 5 минут вместо прежних 2–3 дней. Это меняет коммуникацию банка с клиентами и демонстрирует готовность решать проблему клиента в момент ее появления.
В чем отличие RE:ACTOR от традиционных акселераторов?
Мы не занимаемся «выращиванием» стартапов, мы работаем исключительно со зрелыми, состоявшимися командами, у которых есть готовые решения. Мы не развиваем идеи, мы ищем уже готовый и опробованный продукт. И выбираем его по всему миру. Например, часто поставщиками оптимальных решений являются Amazon, Google, IBM. Мы — следующая за акселератором стадия. Акселератор выпускает резидентов, а RE:ACTOR — это окно возможностей для продвинутых команд, через нас они могут предложить свое решение корпорациям, а также получить финансирование от наших партнерских венчурных фондов.
Интерьеры офисного пространства «Креативный квартал» в БЦ «Астарта», где находится офис RE:ACTOR
Где и как вы отбираете команды?
В нашем портфеле собраны технологические решения со всего мира. Мы сотрудничаем с лучшими акселераторами, R&D-центрами глобальных компаний IBM, MasterCard, Amazon и другими, портфельными компаниями венчурных фондов. Только за последний год я сам либо мои партнеры лично посетили более 20 акселераторов и венчурных фондов в Нью-Йорке, Лондоне, Варшаве, Сан-Франциско, Тель-Авиве, Сингапуре. У нас есть доступ к лучшим командам и решениям, и только с такими зрелыми решениями взаимодействуют корпорации, внедряющие инновации через RE:ACTOR.
Например, решение Simility (США) — технология предотвращения мошенничества. Несколько месяцев назад PayPal приобрел их за 120 млн долларов. Мы работаем с FinLeap (SolarisBank, Германия) — это банковская платформа, которая позволяет любому бизнесу стать поставщиком продуктов финансовых услуг быстро, масштабируемо и безопасно. Еще одна «наша» компания — «Регула» (Беларусь). В каждом аэропорту на паспортном контроле можно увидеть их аппараты, сканирующие наши паспорта. У них есть мобильное приложение для считывания и валидации 6300 видов документов в 241 странах, что повышает знание о клиенте, предотвращает отмывание денег и уменьшает возможность мошенничества.
Подводные камни работы с инновациями в корпорации?
Неправильная организация работы с инновациями может привести к различным дисбалансам в работе персонала компании.
Например, если сильно увлекаться хакатонами и другими способами генерации идей в команде, но при этом не наладить процесс управления инновациями как системную работу, то наработки, сделанные командой, могут быстро сойти на нет, так и не прижившись. А команда инновационного проекта может просто покинуть компанию, влюбившись в свою идею.
Второе — когда пытаются делать внутренние R&D-центры или лаборатории. Это занимает много времени и ресурсов, но практически бесполезно. Сотрудники не могут порождать новые идеи, поскольку вокруг нет среды для их создания. Чтоб генерировать новые идеи, необходимо выходить за рамки.
И третье — сопротивляемость менеджмента. Многие заинтересованы в сохранении «статус кво» и не желают что-то менять или улучшать. Кроме того, часто это может подорвать авторитет, вплоть до увольнения с работы.
Один из элементов «правильного» внедрения инноваций в корпорациях — обучающие программы, через которые проходит персонал. Чтобы его вовлечь — перед тем, как допустить к платформе, мы проводим специальное обучение по своим проектам для корпораций. Такие обучающие сессии мы провели для MasterCard, ОККО Group и «Альфа-Банка Украина».
Есть аналоги вашей платформе в мире?
Такие платформы существуют, оцениваюется от 5 до 70 млн долларов, их клиентами являются LEGO, HTC, Ford, AT&T, American Airlines и другие. Их эффективность зависит от того, как построен процесс изнутри. Есть разные форматы взаимодействия с владельцем технологий.
Наша особенность в том, что мы доводим проект до сделки — помогаем заключить контракт между корпорацией и технологической командой или стартапом.