Новый кампус Apple в Купертино, штат Калифорния – это символ того, как компания позиционирует себя среди работодателей. Она стремится вдохновлять сотрудников большим размахом здания, четырехэтажным кафе и огромным фитнес-залом. Но одна группа разработчиков компании, работающая над Apple Maps, вынуждена находиться в другом здании на Хаммервуд Авеню, расположенном в нескольких километрах от главного кампуса. Здесь тоже есть зона ресепшн, но она не работает.

По словам бывших сотрудников, условия работы в здании не слишком хорошие – торговые автоматы часто не заполнены, а в туалетных комнатах образуются очереди. Кроме того, многие, если не все разработчики, не задерживаются здесь надолго и увольняются спустя 12-15 месяцев. 14 бывших сотрудников Apex Systems, компании, которая занимает это здание вместе с другими членами команды Apple Maps, рассказали, что работали под угрозой постоянного увольнения.

За условия работы девелоперов отвечает Apex, а не Apple. В ответ на запрос Bloomberg в Apple отметили, что требуют от всех своих подрядчиков достойного уважения к персоналу. Компания уже провела незапланированный аудит и вместе с Apex перессмотрит протоколы и систему найма персонала.

Здание на Хаммервуд Авеню

Бадди Омохундро, директор по обслуживанию и генеральный советник Apex, отметил в электронном письме, что его компания стремится обеспечить сотрудников максимально качественной коммуникацией с руководством и системой оповещения о проблемах. Apex – это маленькая часть глобальной системы фирм-подрядчиков, работающих с Apple. Только в проект Apple Maps вовлечены десятки и сотни сотрудников в Кремниевой долине, Остине, Техасе, Лондоне, Чехии и Индии. 

Такие места, как это здание на Хаммервуд Авеню, подрывают идеалистичные представления о Кремниевой долине как о месте, в котором лучшие умы человечества работают, не покладая рук, в обмен на статус и высокие зарплаты.  Все почему-то забывают о тех сотрудниках, которые годами обеспечивают технологические кампусы едой, водят в них автобусы и даже пишут ПО, но за свой труд получают только почасовую оплату и никаких гарантий дальнейшего трудоустройства.

Временная занятость в разных своих проявлениях и формах становится очень популярной в США. Особенно среди крупных компаний. Технологические гиганты активнее всего используют аутсорс и, хотя они и не раскрывают этой информации официально, по данным Bloomberg в прошлом году постоянные сотрудники Alphabet составляли только половину всего персонала, задействованного в проектах компании.

Условия труда контрактных сотрудников оставляют желать лучшего. Кроме того, они далеко не всегда вовлечены в происходящее внутри компании. Так, когда сотрудники Google в ноябре прошлого года устроил забастовку, многие «контрактники» не знали об этом заранее, потому что не имели доступа к внутренним рассылкам. Спустя месяц после акции руководство Google получило открытое письмо с требованием улучшить условия сотрудничества с временным персоналом.

Кампус Apple

О том, как работает Apex, приходится судить по словам бывших и нынешних представителей команды компании. Некоторые начали работать здесь в надежде устроиться на постоянную работу в Apple (именно это Apex обещал при найме), но вскоре поняли, что шансы совсем малы. По словам человека, знакомого с операционным менеджментом компании, Apple в последнее время сократила практику перевода временных сотрудников на постоянную работу. 

Другая часть персонала Apex согласилась на эту работу только для того, чтобы добавить Apple в резюме, но и это преимущество оказалось весьма туманным, поскольку Apex строго регулирует, что именно сотрудники могут указывать в своих LinkedIn-аккаунтах. Прошлым летом компания вообще настояла на том, чтобы персонал убрал из своих профилей любое упоминание об Apple.

Ограничения для временных сотрудников касаются даже таких мелочей, как цвет яблока на бейдже. У постоянного персонала яблоко разноцветное, а у контрактников – «грустное серое». Эмбер Луцко, которая работала в Apex с 2017 по 2018 год, вспоминает первый день на новой работе. Сотрудников поздравили с началом работы в Apple, но тут же уточнили, что пользоваться тренажерным залом им запрещено.

Компании Кремниевой долины смогли добиться успеха с гораздо меньшим количеством персонала, чем их предшественники из разных отраслей. В большей степени это стало возможным благодаря тому, что технологическая индустрия достаточно быстро сумела оценить удобство найма временных сотрудников. Это помогло корпорациям стать гибкими и достаточно быстрыми. Тем не менее, распределение труда между постоянными и контрактными сотрудниками давно стало предметом судебных разбирательств. Первый такой конфликт возник еще в 1990-х годах с одним из подрядчиков Microsoft Corp. 

Кампус Apple

Apple, постоянный штат сотрудников которой насчитывает 130 тысяч человек, также нанимает сотрудников из более трех десятков фирм-подрядчиков. Они работают с iTunes, выбирают новости для Apple News, занимаются поддержкой клиентов. Apex, например, обеспечивает компанию специалистам в области картографии. Это, в основном, молодые люди в возрасте от 20 лет, которые недавно окончили колледж. Средняя ставка оплаты их труда в час составляет около $25. Одни считают, что это достаточно неплохо, другие же, что наоборот – мало. По данным Бюро статистики труда, в США люди на аналогичных должностях получают $20,84. В то время как в Калифорнии эта ставка составляет $30,61.

Сотрудники Apex имеют доступ к медицинскому страхованию, но многие предпочитают не пользоваться им из-за дороговизны, оставаясь на страховке своих родителей. Недавно компания неожиданно обновила правила работы, ограничив количество ежегодно оплачиваемых дней больничного с 48 до 24 часов. Новшества вступили в силу через 2 дня после объявления о них. Коллектив компании отреагировал незамедлительно, дюжина сотрудников тут же заявила, что неожиданно заболела и покинула свои рабочие места.

Многие сотрудники Apex впервые узнали о своем будущем работодателе через LinkedIn. Рекрутеры просматривают профили людей, занимающихся картографией, и отправляют им приглашения. Эмбер Луцко вспоминает, что сдалась под достаточно агрессивным натиском HR и пришла на собеседование. В начале процесса трудоустройства Apex не упоминает, с какой компанией сотрудничает, и использует этот козырь как последний аргумент для кандидата.

Кроме того, работа в Apex покрыта таинственностью. В коллективе ходят разговоры о том, что над проектом работает группа постоянных сотрудников Apple, которых, тем не менее, никто не знает лично, поскольку подрядчик ограничивает любые контакты своего персонала с Apple до тех пор, пока это не касается выполнения прямых рабочих обязанностей. Бывшие и нынешние сотрудники Apex на условиях анонимности жалуются на неудобные рабочие условия, переполненные туалеты и ванные комнаты, а также факт отслеживания менеджментом количества времени, которое сотрудники проводят у кулера. Кроме того, в компании распространена практика неожиданных увольнений. 

Главный офис Apple в Кремниевой долине

Тем не менее, странная атмосфера в компании и не совсем прозрачные условия труда заставили коллектив Apex сплотиться. В силу того, что практически все сотрудники были одного возраста и не зарабатывали достаточно для того, чтобы жить самостоятельно, они организованно снимали жилье. Многие со временем сменили место работы и говорят, что, покинув Apple, стали счастливее. Так, в Facebook отношение к контрактным сотрудникам намного лучше, а в Googlе платят больше и разрешают пользоваться тренажерным залом. Настроения же на Хаммервуд Авеню стали еще мрачнее в конце прошлого года, когда компания внесла изменения в оплату труда своих сотрудников и уволила 20 человек.

Временные сотрудники, по словам активистов, устали от своих второстепенных позиций, ведь даже если вы работаете в Apple, но, при этом, не получаете достаточной оплаты и положения внутри коллектива, рано или поздно это надоедает. Вполне возможно, что персонал, работающий по контракту, организует собственное движение. Это новая концепция, развитие которой требует усилий.