На днях пользователи украинского Facebook могли столкнуться с разновидностью мошенничества, которое отличается не так оригинальностью идеи, как качеством исполнения. Мошенники, прикрываясь логотипами известных банков (таких, как ПриватБанк, Альфа-Банк, «Ощадбанк» и других), предлагают пользователям ответить на несколько вопросов о себе (вроде бренда смартфона или машины) за существенное вознаграждение. В процессе собирают данные карт, включая номера и CVV.
Этот вид мошенничества детально описал маркетолог Никита Коваленко из Digital Fox. По его словам, это мошенничество отличается «идеальным исполнением»: пользователю сложно заметить, что что-то не в порядке. Оно работает по такой схеме:
- В ленте всплывает рекламное сообщение с обещанием большой суммы денег за ответы на вопросы. Сообщение проиллюстрировано картинкой с логотипом известного банка, это повышает доверие к посту.
- Запускают рекламу со страниц с названием вроде «Подарки» и подобных (постоянно генерируются новые страницы, они полностью заполнены, оформлены, подвязаны под разные аккаунты с разными картами).
- Реклама ведет на Google-форму, где стоит кнопка перехода на лендинг. «Реклама в Facebook на Google-форму считается благонадежной. А в форме стоит всего одна кнопка – с переходом уже на посадочную страничку, разработанную лучше чем 90% посадочных страниц в нашей стране, где у вас берут телефон, имейл, фамилию…», – пишет Коваленко.
- Пользователь отвечает на несколько вопросов о любимых брендах. Затем попадает на форму с якобы причитающейся ему суммой выплаты.
- В конце пользователя просят совершить подтверждающий платеж на 100 грн, он подтверждает оферту с уже внесенными в нее персональными данными. Мошенники получают не только деньги, но личные данные и данные карты.
Схема – достаточно устойчивая, пишет Коваленко, поскольку если даже банк пожалуется в саппорт Facebook и страницу уберут, подобные страницы генерируются постоянно. Убрать Google-форму нельзя. Посадочные страницы располагаются на разных хостингах – закрыть их быстро тоже не выйдет. Схема проработана достаточно подробно: даже на уровне «правдоподобных» комментариев от пользователей, у которых якобы возникли проблемы и ответов поддержки.
В «ПриватБанк» редакции сообщили, что действительно в сети активировался новый вид мошенничества – «призовые опросы», где под предлогом выплаты денежных призов за ответы на несколько простых вопросов, мошенники получают доступ к личным финансовым данным участников и списывают деньги с карт.
Как сообщила пресс-служба банка, он никогда не организовывал и не проводит в соцсетях или на других интернет ресурсах викторин или опросов с выплатой денежных призов. Если пользователю пришло предложение об участии в таком опросе якобы от банка, переходить по ссылкам мошенников или указывать свои личные данные нельзя.
Напомним, в конце февраля стало известно о мошеннической схеме: из Nasdaq Group Ukraine продали фейковых акции Tesla на миллионы гривен.