Характер Grammarly проявляется даже в ее фирменных стикерах — они намеренно сдержанные и продуманные, цитируют Анаис Нин. В течение последнего десятилетия, с момента своего основания 1 апреля 2009 года, Grammarly (изначально называлась Sentenceworks) помогает людям подбирать правильные слова.

Ее фирменные качества проявляются и в том, как она ведет свой бизнес — например, Grammarly шесть лет ждала выпуска бесплатной версии, а затем еще два года не привлекала внешнего финансирования.

По словам гендиректора Grammarly Брэда Хувера, их миссия — искоренить недопонимание между людьми. Но несмотря на столь высокие устремления, компания не витает в облаках, а строит настоящий бизнес. В 2017 году Grammarly впервые получила внешнее финансирование — $110 млн от фонда General Catalyst. Компания продолжает масштабироваться и расти.

В конце 2015 года у сервиса был 1 млн пользователей ежедневно, а к 10-летию — 20 млн ежедневно. В эту оценку входят те, кто пользуется бесплатной версией, а также подписчики Grammarly Premium ($30/мес) и Grammarly Business ($15/мес за пользователя). Есть и маркетинговые успехи: YouTube объявил кампанию Grammarly самой эффективной рекламой в рейтинге TrueView for Action за 2018 год. Оценка была основана на охвате, кликах и вовлеченности аудитории.

Как все начиналось

История Grammarly началась не в Сан-Франциско, а в Киеве, где Макс Литвин и Алексей Шевченко основали компанию MyDropbox. Никакого отношения к Dropbox, который появился позже, их стартап не имел. Они занимались предотвращением плагиата в академических работах. В итоге компания Blackboard, предоставляющая образовательные сервисы, приобрела MyDropbox — версия по-прежнему доступна под названием SafeAssign.

Макс Литвин

Следующая идея компании Литвина и Шевченко появилась благодаря вопросу, который остался у них после опыта работы с MyDropbox: почему же студенты занимаются плагиатом? Ответ, который лежит на поверхности и на первый взгляд очевиден: потому что хорошо написанный текст — это тяжелый труд. Это побудило предпринимателей задать себе другой вопрос: вместо того, чтобы выискивать украденные слова, почему бы не помочь людям, которые хотят писать лучше?

Проверять правописание с помощью компьютера — не новшество. Можно вспомнить утилиту Grammatik, которая появилась в 1980-х годах и превратилась в WordPerfect. Но Литвин, Шевченко и Дмитрий Лидер, еще один ветеран компании MyDropbox, начали свой новый проект в подходящий момент. Они могли использовать облачные технологии и ИИ.

Хотя компания базировалась в Киеве, она изначально была посвящена грамматике английского языка; и сегодня не планирует поддержку других языков. Литвин говорит, что тот факт, что ее создатели учили английский как второй язык, был преимуществом.

Когда вы общаетесь на своем родном языке в родной культуре, легко предположить, что все вокруг прекрасно вас понимают. Но когда вам приходится делать это в другой культуре и на неродном для вас языке, вы начинаете уделять этому больше внимания.

Новый сервис назвали Sentenceworks и ориентировали на образовательный рынок, который хорошо знали по проверке плагиата. Причем Sentenceworks мог выявлять цитаты без указания авторства, и может делать это до сих пор. Затем название сменили на EssayRater — это было еще одно указание на целевую аудиторию, студентов. Только в мае 2010 года основатели остановились на Grammarly.

EasyRater, одна из первых версий Grammarly

Другой знаменательный момент произошел позже в том же году, когда Хувер, который шесть лет проработал на должности венчурного капиталиста в General Catalyst, позвонил Литвину. Звонок застал Литвина врасплох; после встречи Хувер стал консультантом компании. По словам Литвина, через несколько месяцев стало ясно, что Хувер должен стать генеральным директором Grammarly.

Вместо того, чтобы постепенно вытеснить основателей из активного руководства компанией, он убедил Литвина и Шевченко перебраться вместе с штаб-квартирой Grammarly в Сан-Франциско. Лидер остался в Киеве; все три основателя все еще работают в компании, которая сейчас насчитывает около 120 сотрудников в Киеве, 70 в Сан-Франциско и небольшую команду в Нью-Йорке.

Grammarly в 2010 году

Планомерное развитие

Хотя Grammarly назначила венчурного инвестора на пост CEO и сделала ставку на Сан-Франциско, компания не пошла по типичному пути для стартапа. Компания не гналась за многомиллионной аудиторией в пользу создания платного сервиса и самоокупаемости. С 2010 и до сегодня Grammarly – прибыльный бизнес.

Интерфейс Grammarly с самого начала был очень простым: вы вставляли свой текст в окно в браузере, а затем нажимали кнопку, чтобы проверить его. Этого было достаточно поначалу, для проверки студенческих работ. Но в таком виде сервис едва ли мог бы занять место основного помощника в написании любого текста. За последние годы, компания создала расширения для браузеров, аддоны для Microsoft Office и Google Docs, а также приложения-клавиатуры для iOS и Android.

Постепенно Grammarly вышла за рамки своей академической среды. Открылся рынок людей, которые проверяли правописание в личных и профессиональных целях. Поначалу система обнаружения мошенничества принимали покупку 5-10 Premium-аккаунтов за подозрительные операции. Со временем из этого вырос отдельный тариф — Grammarly Business.

Бред Хувер

Хотя платящие пользователи были, стало очевидно, что еще больше людей не хотят сразу расставаться со своими деньгами. Появилась идея бесплатной версии. У этого были свои риски — часть нынешних юзеров могли перейти на бесплатные аккаунты.

Кроме того, Grammarly не хотела зарабатывать клиентах, поступившись их конфиденциальностью. Единственная претензия по этому поводу возникла в прошлом году — тогда исследователь Google нашел уязвимость в браузерном расширении, которое могло привести к утечке введенного текста. Grammarly быстро исправила баг.

Fremium-версия появилась в 2015 году. Она включала более 400 проверок из тех, что доступны в настоящее время в платной версии. Надежды оправдались — бесплатная версия помогала прибавлять подписки. За два года аудитория выросла до 10 млн пользователей, а компания была готова привлечь внешние инвестиции. Их предлагала бывшая фирма Хувера, фонд General Catalyst, а также IVP и Spark Capital.

По словам Хувера, вопрос финансирования сводился не столько к наличным деньгам, которые, по его словам, Grammarly были не нужны, сколько к советам, связям и повышению статуса, которые могли предложить инвесторы.

Наша основная тактика — учиться на чужом примере и никогда не предполагать, что нам самим виднее. Возможность разговаривать с другими людьми, которые сталкивались с подобными проблемами, и учиться у них, чтобы совершать новые, а не старые ошибки, — это действительно важный аспект нашего успеха и того, как мы строим организацию.

Сама команда растет быстро: сотрудников уже 200, штат растет на 40% ежегодно, сейчас открыты 37 вакансий. Конкурировать приходится с гигантами в сфере ИИ: Microsoft и Google.

В 2017 году компания Microsoft посягнула на территорию Grammarly, представив новую функцию Word на основе ИИ — «редактор», который подчеркивает неподходящие или лишние слова (например, «возможно» и «действительно»). В феврале Google представил собственную программу проверки грамматики для Google Docs. Пользователи Word или Docs, которым пригодились эти встроенные инструменты, могут пройти мимо сервиса Grammarly. Хувер говорит, что их сервис наиболее популярен при написании личных сообщений вроде электронной почты и сообщений в социальных сетях, а не для редактирования документов.

В General Catalyst признают, что риск из-за новых функций технологических гигантов существуют. Но в фонде уверены, что возможности Grammarly шире, чем у встроенной функции в отдельно взятом приложении. Например, последние пару лет команда разрабатывала проверку интонации на базе ИИ. Пока что это самый впечатляющий выход за пределы простой проверки грамматики. 

Как выглядит отчет Grammarly об ошибках

Grammarly обучает свои алгоритмы определять эмоции во фрагменте текста, будь то любопытство, оптимизм, нетерпение или встревоженность. В этот момент программа анализирует слова и фразы: например, слово «тревожный» может передавать… тревожность, в то время как слово «неожиданный» не несет в себе такого же напряжения.

С другой стороны, может быть именно эту напряженность вы и хотели передать в своем тексте.

Эта функция ни в коем случае не предписывает вам непременно использовать тот или иной тон. Скорее она предназначена для того, чтобы вы могли убедиться, что выбрали самые подходящие слова, которые лучше всего передают вашу эмоцию. Иной раз, бывает нужно выразить и недовольство, и этот инструмент поможет звучать убедительней.

Точно определить тон во фрагменте текста — гораздо более сложная задача, чем найти ненужные запятые или избыточные пассивные конструкции. Предложить, как изменить тон, чтобы достичь желаемого эффекта — задача еще более амбициозная. Поэтому компания собирается реализовывать новый функционал пошагово. К концу этого квартала планируется добавить функцию определения тона. Затем уже Grammarly научится предлагать улучшения. Компания все еще работает над интерфейсом для этих функций, но вряд ли он будет существенно отличаться от привычного, где помощник подчеркивает те места в тексте, насчет которых у него есть совет.

Если Grammarly удастся сделать на базе определителя тона полезный инструмент, это станет настоящим достижением. Хувер, впрочем, высказывается осторожно. Его слова отражают сдержанность и методичность, которые, как он говорит, лежат в основе всей сути компании: «То, чего мы достигли на сегодня, — это только начало. Мы прошли всего лишь сотую часть на пути к 2 миллиардам англоговорящих людей в мире. Нам предстоит еще очень долгий путь».