В своей статье для Quartz профессор американистики Манчестерского университета Питер Найт рассуждает об историческом контексте, который немного проясняет популярность теорий заговора о миссии “Аполлон-11” и высадке на ЛУНу в 1969 году.


Билл Кейсинг был экс-офицером военно-морских сил США, который работал техническим писателем для одного из подрядчиков NASA для миссий Apollo. Он утверждал, что владеет инсайдерскими знаниями о правительственном заговоре подделать высадку на Луну. Многие конспирологические теории о миссиях Apollo до сего дня уходят корнями в книгу 1979 года “Мы никогда не были на Луне”.

Основной тезис конспирологической теории о высадке звучит как то, что у NASA просто не было технологических возможностей безопасно высадить человека на Луну к концу 1960-х, как обещал президент Джон Кеннеди, так что они просто выслали астронавтов на орбиту.

Затем, считают конспирологи, NASA сфальсифицировало высадку в киностудии, и на съемках/фото есть признаки, подтверждающие ее фейковость.

Люди, скептически относящиеся к факту высадки, указывают на такие “ключи”, как фото с отметинами в виде перекрестья (в том ключе, что это маркировки на стекле камеры), на таинственную букву С, якобы видную на куске лунного грунта. Эти и многие другие кажущиеся аномалии объясняли уже множество раз, но конспирологические теории о высадке на Луну не теряют популярности среди пользователей.

В США опросы показывают, что порядка 5-10% населения не верит в официальную версию событий. В Великобритании опрос YouGov в 2012 показал, что 12% британцев разделяют взгляды конспирологов. Недавнее исследование показывает также, что 20% итальянцев не верят в этот факт. Опрос 2018 года в РФ выявил этот показатель на уровне 57%, поскольку в стране сейчас в принципе популярны антизападные конспирологические теории.

Готовность к недоверию

Конспирологическая теория Кейсинга укоренилась в США в середине 70-х годов прошлого века в значительной степени из-за более широкого явления: кризиса доверия к власти в стране в то время. В 1971 году граждане прочли об утечке так называемых “документов Пентагона”, показывающих, как власти систематически врут о войне во Вьетнаме. Они узнали о уотергейтском скандале.

Серия отчетов Конгресса, касавшаяся небезопасных действий ЦРУ, как в США, так и за ее границами, теории о заговоре касательно убийства Кеннеди — все это привело к тому, что в конспирологическом сознании произошел массовый сдвиг. От веры во внешнего врага (коммунистов) до подозрения в том, что против американских граждан злоумышляет собственное государство.

С тех пор конспирологические теории о лунной миссии стали особенно популярными. Чтобы понять это явление, нужно изучить более широкий культурный контекст.

Как и в случае с теориями об убийстве Кеннеди, идеи о фейковой высадке сформировали новый тип конспирологического мышления. Подобные теории по-новому интерпретируют публично доступные свидетельства, выискивая несоответствия в официальных данных, а не пытаясь найти скрытую информацию. Визуальные свидетельства здесь являются ключевыми: подобные скептики считают, что “видеть — значит верить”.

В конспирологических течениях, возникших в конце 1960-х, каждый мог стать экспертом, ведь для того, чтобы выискивать неточности в фотографии, якобы не нужно специальных знаний.

Сконструированная реальность

Эти теории также привели к тому, что все значительные события теперь рассматривались обществом как “не то, что кажется на первый взгляд”. Как будто события-катастрофы все подстроены властями в рамках кампании по дезинформации. Это работало и в случае теракта 9/11, и в случае школьной стрельбы. Такой вид конспирологических теорий особо опасен: к примеру, родителей детей, убитых во время стрельбы в школе Сэнди Хук, постоянно преследовали интернет-тролли, считавшие их проплаченными участниками.

История о том, что высадка на Луну была срежиссирована и снята на Земле так хорошо воспринимается в контексте идеи о том, что и космическая гонка тех лет была скорее спектаклем для холодной войны, чем триумфом человеческого духа.

Голливудский фильм 1977 года под названием “Козерог Один” много сделал для популяризации таких теорий. Он был основан на книге Кейзинга и рассказывал о вымышленной экспедиции на Марс, о том, как ее снимали в киностудии, отсылая к идеям о том, что сама лунная высадка была срежиссирована и снята Стенли Кубриком. Последний миф основан на том, что в фильме Кубрика 1968 года “2001: Космическая одиссея” спецэффекты стали намного более сложными (хоть и недостаточно сложными для целей, которые им приписывают конспирологи).

Редакция от себя добавит ссылку на инфотеймент-ролик из серии “Адам портит все” об этой теме: