Михаил Щербачев, специалист компании Livepage, рассказал в колонке для AIN.UA о неочевидных лайфхаках, которые помогут поднять сайт в выдаче, привлечь трафик и сэкономить бюджет.


Эта публикация родилась после небольшого поста в Facebook, в котором я периодически делюсь опытом по увеличению аудитории сайтов. Почти 8 лет мы в Livepage занимаемся интернет-маркетингом. Преимущественно на англоязычные рынки для IT-компаний, SaaS-проектов и в других нишах. 

В этой статье приведены стратегические и тактические инструменты, которые помогут вашему сайту получать больше и дольше целевую аудиторию из поиска. 

Трансформация SEO

Несмотря на то, что я начал свою деятельность как SEO-специалист, сегодня я убежден: профессия сильно трансформируется в сторону маркетинга, юзабилити, анализа данных.

Конечно, есть определенные процессы: линкбилдинг, перелинковка, работа с техническими аспектами. Но в этой статье о другом.

На мой взгляд, задача SEO-специалиста заключается в более глубокой работе непосредственно с продуктом, консультации владельца бизнеса о стратегических шагах относительно его сайта.

Монополизация данных

Уникальные данные продвигают себя сами.

Возьмем 2 сайта:

  • один с уникальными данными;
  • второй с лучшим интерфейсом.

При условии отсутствия критических ошибок на самих сайтах, сайт с уникальными данными всегда будет иметь преимущество. 

Монополия на данные — один из лучших способов масштабировать продукт. 

Пример 1: HLTV.ORG

HLTV.ORG – это самый большой сайт по игре Counter-Strike. Его отрыв от конкурентов просто колоссален, несмотря на то, что интерфейс не самый лучший и удобный. По данным Similarweb, посещаемость HLTV.org составляет 44 млн в месяц.

Секрет успеха заключается в монополии на данные о турнирах и соревнованиях.

HLTV — единственные, у кого есть доступы к турнирным серверам и возможность выводить счет, игровую статистику и логи игры в прямом эфире.

Какое бы SEO у вас ни было, без этих данных просто нечего делать на данном рынке.

Прямой эфир турниров игры транслируется на сайте HLTV

Руководство HTLV старается не впускать других игроков на этот рынок, пользуясь своими отношениями с разработчиками игры, репутацией, большим игровым сообществом.

Пример 2: Ultimate Guitar

Ultimate Guitar – это сервис и приложение для гитаристов, покорившее рынки США и Европы. На сайте представлен доступ к гитарным аккордам, текстовым и интерактивным табам для миллиона песен, причем 80% из всего этого — бесплатно. 

На сайт и приложение ежегодно заходит 200 млн человек, в компании работает 80 человек.

Можно долго делать SEO, но ребята пошли более фундаментальным, юридическим путем. 

Более 7 лет потребовалось чтобы заключить контракты с HFA, Sony, EMI, Universal, Warner Chappell и другими. Таким образом они стали единственными законными правообладателями на аккорды и табы к миллионам песен. 

Сайты конкурентов, не имеющие прав, стали закрываться или продаваться владельцам Ultimate Guitar. 

Таким образом они стали практически монополистами в этой нише. 

Как это реализовать у себя?

Истории выше очень сложно повторить. Но важно понимать главную идею — куда любой сайт и проект должен стремиться стратегически:

  • Большой объем данных
  • Высокий процент уникальных данных
  • Данные собственного производства. Научиться получать широкий объем данных, которые производите вы сами, и они не могут быть скопированы другими

Именно такие проекты ценят пользователи. Эту ценность очень хорошо понимает Google

Если у вашего проекта есть уникальные данные — вам всегда будет легко собирать аудиторию по SEO. 

Основная задача — приблизиться к первоисточнику данных, а лучше стать им:

  • Покупать данные или API и получать уникальную информацию.
  • Полуавтоматическое добавление информации.
  • Платить за ручное обновление данных.
  • Купить уже существующий продукт и интегрировать его к себе.
  • Воспроизвести генерацию контента вашими пользователями или сервисом — лучший и самый сложный вариант.

В каждой нише можно составлять карты уникальных данных:

  • Данные, которые оставили пользователи на вашем сайте: отзывы, комментарии, участвовали в опросе, попали в статистику, сами написали контент.
  • Ваши фото, фото вашего магазина, бизнеса, видеоролики на YouTube, прочее.
  • Внутренняя регулярная статистика, полезная для пользователей.
  • Набор данных из разных источников, благодаря которым получается максимальная полнота информации.

В конце концов, если вы не можете ничего придумать, сделайте проект около вашей тематики, предварительно протестировав его. 

Вот один из кейсов:

  1. Купили рекламу на большом сервисе.
  2. Стоимость привлечения была очень высокой. Но регулярные конверсии были. 
  3. Сделали ресерч и купили менее популярный сервис, который ранжировался в поиске.
  4. Поставили редирект на обновленный аналог.

В итоге получили постоянные конверсии без больших операционных затрат.

Еще пример и идея:

Известный сервис howmuchtomakeanapp представляет собой инструмент для автоматического расчета стоимости создания мобильного приложения. Занимает лидирующие позиции по основным запросам, типа how much app cost.

Сервис создали ребята из z1.digital для геренации лидов

По итогу прохождения опроса вы получаете сумму и форму для отправки личных данных. После чего с вами свяжутся менеджеры по продажам.

Немного изучив выдачу, можно сделать вывод: 

  1. Помимо сервиса ранжируются статьи аутсорсинговых компаний.
  2. В статьях есть контент и информация, которой нет в сервисе.

Что можно сделать?

  1. Провести анализ статей в топе выдачи.
  2. Составить  семантический анализ (анализ ключевых слов, заголовков).
  3. На основе этих запросов составить микросервис, который интерактивно отвечает на ряд важных вопросов: средние цены, цены в странах, статистика заказов на платформах и т.д. 

Таким образом получим альтернативный микропроект со статистикой и данными, который будет собирать постоянный поисковый трафик. 

При этом вы можете размещать там рекламу своих услуг. Получать постоянный поток лидов. 

Более простые советы по увеличению аудитории

Есть запросы с постоянным спросом. Каждый год люди будут искать их в Google.

Если постоянно удерживать по ним топ выдачи, можно получить стабильный трафик или даже вот такой рост.

Англоязычный игровой проект. Ежемесячно на контент-поддержку проекта тратится $61 

Идея проста. Представьте:

1. Пользователь открыл 3 вкладки, вашу и конкурентов.

2. Закрыл две.

3. Ваша осталась.

Но как это делать при минимальных операционных затратах? Вот один способ, который я практикую. Результат очень хороший.

Первый экран должен быть в динамике. Даже в нишах, где это не всегда принято.

Динамические данные на первом экране

Что это означает?

Дайте понять вашему посетителю, что данные на этой странице постоянно меняются.

Представьте что ваша страница — доска объявлений, котировки на бирже, популярный рейтинг, прогноз погоды.

Если делаю проект, всегда изучаю табличные сайты с динамической информацией и стараюсь применить в своей нише

Это очень сложно для некоторых ниш. Но удачная идея может сильно поднять вашу страницу.

12 способов увеличить посещаемость с помощью динамических данных

Универсальных способов нет. В каждой нише есть свои уникальные способы применения. Возможно более глубокая проработка одной из ниже представленных идей, поможет вам существенно увеличить аудиторию сайта.

От простого к более сложному.

1. Обновление года, месяца или дня обновления страницы

Это самый классический способ. Обычно специалисты ограничиваются просто обновлением года. Но чем точнее будет время обновления, тем лучше. 

Если есть возможность указать дату обновления вплоть до месяца, дня или даже точного времени — это очень хорошо. 

Если запрос постоянный, никода не указывайте год в URL адресе. Ведь вы всегда можете обновить год на странице в  следующем году,

Ошибка! Когда обновили год в контенте, но URL остался старым

2. Апдейты на инфоповоды. Возвращаемся в старую статью и сверху пишем, что изменилось

Я рекомендую держать список приоритетных страниц всегда в тонусе. Даже если вы занимаете первое место в поисковых системах, не стоит бояться обновлять и дополнять страницу. 

Мы всегда стараемся стараемся обновлять кейсы. В данном случае информацию по результатам работы дополняли несколько раз

3. Вывод быстрого решения проблемы прямо наверх, снизу оставить контентную и пояснительную часть

Если у вас предусмотрен раздел Ответов и вопросов, я рекомендую использовать простой метод, при котором наверх выводится лучший ответ.

Есть интересный лайфхак. Попробуйте помимо ответов пользователей выводить ответы из других источников, например, из «Википедии». Можете даже спокойно на них сослаться. 

Таким образом страница агрегирует данные из нескольких источников и преподносит мнение и опыт пользователей. 

Пользователь всегда дольше задержится на страницах, где тема раскрывается больше.

Сделайте эксперименты на некоторых страницах. Сильно зависит от ниши, но вектор и идея должна быть понятной.

4. Визуализация данных. Динамические данные

Рекомендую изучить сайт visualcapitalist.com. Это отличный пример визуализации самых разных данных. В некоторых случаях используются динамическая визуализация. Графики меняются в зависимости от параметров. 

Статистика популярности сайтов за июнь 2019 года

Подумайте, можете ли вы дополнить свои материалы подобной графикой. Это однозначно усилит страницу и будет легко распространяться в социальных сетях. 

5. Вывод таблицы с сортировкой, фильтрами, номером в рейтинге

В этом году я писал историю о том, мне удалось создать англоязычный сайт с аудиторией более 20 000 в сутки с помощью анализа случайной таблицы в Google Docs, внутри которой в онлайне было более 300 человек.

  • Посмотрел, ради каких данных туда приходят.
  • Нарисовал веб-интерфейс с мокапами, добавил удобный поиск, фильтры, иконки, логотипы — усилил визуальную составляющую. 
  • Настроил непрерывный процесс обновления данных. Полуавтоматический.
  • Создал отдельный сайт.

В табличных данных, помимо самих данных, важно:

  1. Продумать удобное управление таблицей;
  2. Кастомные популярные фильтры;
  3. Система поиска по таблице с подсказками;
  4. Рейтинг, если возможно.

6. Настройте работу поиска

Многие не обращают внимание на работу поиска. Находит по точному или частичному вхождению – и хорошо. Но это не так.

На одном из проектов нам удалось увеличить количество постоянных пользователей и частоту использования поиска с 5 до 15%. 

Как?

  • Словарь терминов и ошибок. Нишу говорить не буду, но мы стали понимать короткие вопросы, сленг, распространенные ошибки.
  • Подсказки. Вывод не просто страницы, но и ее превью и основного параметра из нее.

Например, если это имя баскетболиста — выведите его фотографию сначала и номер в рейтинге, или логотип команды прямо в строке поиска.

На этом скриншоте можно увидеть, что даже на ESPN можно долго совершенствовать поиск

Мне очень нравится, когда поиск кастомизирован под нишу. Это сильно возвращает постоянную аудиторию. Многие просто не обращают на это внимание.

Пример поисковой строки в мессенджере Discord

7.  Новые объявления, новый лидер, новый товар, новый апдейт

Тут все просто. Блок, в котором будет регулярно обновляться информация, важно подписывать, отмечать, выделять. 

8. Проверь бесплатно в верхнем экране

В интернете есть одна фраза, рядом с которой можно поставить что угодно, и это будет собирать трафик — бесплатно.

  • Проверить бесплатно;
  • Скачать бесплатно;
  • Смотреть бесплатно.

Попросите ввести какую-то информацию, выдайте полный или ограниченный ответ. Страницы сайта будут сильно проще двигаться вверх. 

В данном случае осталось понять — можем ли мы заработать на привлечении такой аудитории. 

9. Реальные фото

Это очень банально. Но я часто прошу владельцев бизнеса просто пригласить фотографа.

А потом отдать эти материалы дизайнеру. Используя их не только в дизайне, но и контенте страницы. 

Видел случаи, когда после подобных обновлений дизайна сайты просто врывались на первые позиции.

В онлайне очень важно доказывать, что ты существуешь офлайн.

10. Плетем перелинковку

Почему плетем? Нам важно, чтобы все ссылки создавали эффект паутины. 

Конечно, лучший пример такой перелинковки — «Википедия». Я рекомендую продумать так называемый онбординг. 

Создайте группы: 

  • Страницы с высоким процентом конверсии;
  • Страницы с низким процентом конверсии.

Составьте правила перелинковки страниц таким образом, чтобы всегда двигать пользователя выше по воронке. 

Например, мы в теле информационных статей (страницы с низкой конверсией), сверстали специальные контекстные блоки с информацией о кейсах. 

11. Вывод и расшифровка внутренних данных

Вовлекайте посетителя своей уникальной информацией. Делайте ее более интерактивной и полезной. 

Пример топовой страницы по запросу Cost of Living in Philadelphia

Например, у вас сервис, который учит быстрее печатать. Рядом с кнопкой дайте информацию о средней скорости печати и краткую статистику. Например:

Печатай быстрее.

Узнай свою скорость!

* Средняя скорость пробной печати: 183 слова в минуту.

Данные <название сервиса> за 2019 год: тест прошли 23 990 пользователей, минимальная скорость 45 слов в минуту, максимальная — 340 слов в минуту.

12. Создайте свой микросервис

Важной составной частью любого SEO является линкбилдинг. Коммерческим проектам очень сложно добывать ссылки без большого бюджета. Если не придумать и сделать что-то полезное. 

Полезный нишевый контент в интерактивном виде: 

  1. Калькулятор расчета;
  2. Чеклист;
  3. Интерактивную графику с картами, статистикой;
  4. Пошаговый опросник с выводами;
  5. Визуализация переменных на внешнем рынке данных (котировки, курс, состояни рынка, внутренние данные сайта).

Идеи могут быть самыми разными. Главное — такие страницы гораздо проще и дешевле дистрибутировать по внешним каналам. Таким образом продвигая и весь сайт в целом. 

Какие данные должны быть динамичны?

В первую очередь, данные ради которых пользователь хотел бы вернуться второй раз на сайт. 

Я делал проекты с одноразовой статистикой — когда данные не меняются или меняются крайне редко. Эти проекты хорошо ранжируются, но требуют достаточно больших вложений в линкбилдинг. 

Как правило, если динамические данные интересны больше чем один раз, то и стоимость посевов, привлечения, затраты на линкбилдинг ниже.

Сначала содержание, потом форма

Все пункты — форма. Как я писал, содержание гораздо важнее. Под содержанием я имею в виду реальную работу над этими страницами. Это может быть просто человек на зарплате, который постоянно обновляет вашу табличку: каждую неделю или месяц. Это может быть скрипт, который парсит, собирает, анализирует данные.

Информация должна быстро отдаваться пользователю и быть максимально полной (насколько это возможно).

Обязательно делайте эксперименты. Повторюсь, это можно делать если не во всех, то в очень многих нишах.

Автор: Михаил Щербачев, основатель и СЕО Livepage