Верховная Рада Украины приняла в первом чтении и в целом Закон №1085-1, в котором прописаны поправки относительно защиты прав потребителей финансовых услуг. Теперь НБУ будет защищать интересы клиентов банков и других финучреждений, в случае, если они обнаружат скрытые комиссии в условиях кредитных или других финансовых продуктов.
Нет – скрытым процентам в кредитах
Одна из главных новаций закона – обязательное раскрытие финучреждениями (например, банками, банковскими приложениями или кредитными организациями) информации о реальной стоимости финансовых продуктов и услуг.
«Сегодня обманчиво указанные процентные ставки по кредитам являются одними из самых распространенных нарушений и проблем граждан при получении финуслуг. Реальные проценты, которые иногда в сотни раз превышают указанные в рекламе, могут ставить людей в неожиданное, тяжелое положение, повышая социальную напряженность”, – пояснил председатель НБУ Яков Смолий.
По его словам, такие скрытые проценты станут невозможными после появления специального унифицированного формата раскрытия информации. В результате, кредиты в Украине могут подешеветь.
«Это должно положительно повлиять на стоимость кредитов, ведь с рынка будет устранена асимметрия информации, и финучреждения начнут конкурировать не рекламными, а реальными ставками», – добавил Смолий.
Другие изменения
Также принят закон позволит устранить (среди прочего):
- навязывание ненужных услуг,
- изменение существенных условий договоров без предупреждения или в одностороннем порядке,
- передачу персональных данных третьим лицам.
Почему раньше это было возможно
Как сообщают в НБУ, на протяжении последних восьми лет защитой прав потребителей финансовых услуг в Украине не занимался ни один из госорганов.
Только за 2018 год в Нацбанк поступило более 13 000 жалоб на качество финансовых услуг в Украине. Однако из-за отсутствия соответствующего мандата НБУ не мог воздействовать на нарушителей.
Принятый закон этот мандат Нацбанку предоставляет, как и инструменты регулирования поведения участников финансовых рынков в отношении клиентов.
Что это значит для игроков рынка
В Национальном банке уже создали профильное подразделение – Управление защиты прав потребителей финансовых услуг, которое будет:
- устанавливать требования к информации, которую банки и небанковские учреждения раскрывают,
- принимать жалобы клиентов,
- проводить проверки учреждений.
Также НБУ предложил обязать банки раскрывать на своих сайтах и в рекламе достоверную и полную информацию о продуктах, а также разработать удобные “калькуляторы” для сравнения стоимости услуг.
Новые правила НБУ сформирует в течение ближайших трех месяцев, после чего они вступят в силу.