2 октября Верховная Рада Украины приняла законопроект №1054-1. В нем признали недействительным прежний список запрещенных к приватизации объектов. Это позволит госкомпаниям искать инвесторов и продавать активы. AIN.UA разобрался в сути инициативы.
Государство сможет продавать, госпредприятия — избавиться от непрофильных активов
Прошлый закон о списке запрещенных к приватизации объектов приняли в 1999 году, его содержание можно посмотреть здесь. В числе объектов, которые нельзя продать частным лицам, числились «Укрпошта», «Укрзалізниця», аэропорт «Борисполь», «Нафтогаз», «Південмаш». Но в списке из более чем 1000 позиций большинство занимают малые предприятия.
«Укрпошта» — отдельной пункт. Компания является национальным оператором почтовой связи, поэтому включена в список запрещенных к приватизации в еще одном акте, законе «Про приватизацию государственного и коммунального имущества». Закон №1054-1, принятый 2 октября, исключил почтового оператора и оттуда.
В законе «Про приватизацию государственного и коммунального имущества» также дополнили пункт о том, что нельзя продавать объекты спортивной инфраструктуры. Новая редакция указывает, что нельзя будет продавать только объекты, на которых проводятся международные и всеукраинские состязания, тренируются олимпийцы или люди с инвалидностью.
Что это значит на практике? Как отмечает первый заместитель министра развития экономики Павел Кухта, госпредприятия смогут продать непрофильные активы. Это могут быть, например, базы отдыха или невыгодная для компании недвижимость. Выручка от такой приватизации пополнит госбюджет.
Теперь все продадут? (Нет)
Закон №1054-1 обязует Кабмин в течение трех месяцев разработать и подать на утверждение парламента список стратегических предприятий, в которых доля государства не сможет составлять менее 50% + 1 акция.
То есть, даже после превращения компаний в акционерные общества и сторонних вложений, Украина все равно будет иметь контролирующий пакет, а инвесторы получат миноритарные доли.
Кто войдет в список «50%+1» — пока неизвестно. AIN.UA обратился за комментарием к одному из инициаторов закона, замглавы комитета по вопросам экономического развития Роксолане Пидласой. На момент публикации материала ответ получить не удалось.
Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий в Facebook-посте намекнул на продаж части «Укрпошта» и «Укрзалізниця».
Это не означает, что их продадут с молотка, но это убедительный сигнал, что государственный бюджет сможет пополниться деньгами, а инвесторы смогут модернизировать производство.
Важно уточнить, речь идет только о компаниях. Объекты из закона «Про приватизацию государственного и коммунального имущества» не относятся к тем, что теперь подлежат приватизации. Это инфраструктура, социальные, культурно-значимые объекты и так далее.
Почему этот закон так важен для «Укрпошта»
«Укрпошта», потенциально, один из главных бенефициаров нового закона.
Помимо разговоров о крупном миноритарном инвесторе, закон №1054-1 сулит «Укрпошта» и другие возможности. Сейчас компания — один из крупнейших владелец недвижимости в стране. У нее в собственности более 5200 объектов площадью свыше 1,25 млн м. кв. Для сравнения: у сети «АТБ» около 800 объектов, у «Нова пошта» — 5000 отделений, а у всех украинских банков — 9900 отделений.
С недавних пор «Укрпошта» сдает часть недвижимости в аренду. В 2019 году это уже принесло 63 млн грн. Но теперь предприятие сможет и продавать неэффективные площади.
Игорь Смелянский называет в числе таких сортировочные центры, расположенные в центрах городов — они устаревшие и неэффективные с точки зрения логистики. На встрече с журналистами, которая проходила в августе 2019 года, он рассказывал о проблемных активах компании.
Среди них:
- 35 сортировочных центров в центрах городов, которые стоит заменить новыми, более технологическими комплексами.
- Главный сортировочный центр в Киеве, расположенный у железнодорожного вокзала. Площадь здания — 15 000 м. кв.
- 17 законсервированных баз отдыха, содержание каждой стоит более 1,5 млн грн/год;
- Центральный офис в Главпочтамте, часть которого уже сдали в аренду под обустройство магазинов «Розетка» и «Vodafone Украина». Ему нужен капитальный ремонт. Так, например, возраст лифтов достиг 65 лет.
- Устаревший автопарк со средним возрастом автомобилей в 14 лет.
В числе потенциальных инвесторов Смелянский называл и продолжает указывать китайского ecommerce-гиганта Alibaba. По его словам, компания могла бы выкупить 25-30% украинского почтового оператора — а «Укрпочта» бы получила деньги на развитие. Сумму Смелянский не называл, говоря о необходимости провести аудит.
Сейчас оператору не хватает средств на инвестиции. По 200 млн грн в год уходит на поддержание существующей инфраструктуры в безопасном состоянии. Параллельно с этим растут ставки по аренде там, где Укрпошта арендует коммунальное имущество для размещения отделений.
По оценкам Смелянского, представленным журналистам, инвестиции в ремонт и улучшение состояния отделений за ближайшие 5 лет должны превысить 1,1 млрд грн. Чтобы обновить автопарк, нужно еще 1,5 млрд. На диджитализацию — 500 млн, сортировочные центры обойдутся примерно в 2,6 млрд грн.
Общая сумма, фигурирующая в этом дорожном плане — около 5,2 млрд грн или свыше $200 млн по курсу за 3 октября 2019 года. Сейчас у компании их нет, но как уверен Смелянский, «инвестициям быть».