«Заблокировали кассу на 540 дней. Деньги вывести не дают. Ужасный сервис!», — пишет один из бывших клиентов украинского агрегатора платежных методов для онлайн-бизнеса Interkassa на сайте-отзовике. На первый взгляд, ситуация выглядит так: недовольный клиент столкнулся с плохим сервисом платежного провайдера и добивается справедливости. Но если копнуть глубже, он вполне может оказаться нарушителем закона, которому Interkassa заблокировала прием платежей. 

Таких случаев — десятки. На вполне законной торговой площадке могут публиковать свои объявления продавцы запрещенных товаров — от солей, спайсов и амфетаминов до пиратского контента и интим-услуг. 

Давайте рассмотрим на примере конкретного кейса, как Interkassa борется с теми, кто продает нелегальные товары или услуги в интернете, и как компания отрабатывает негатив со стороны обиженных продавцов. 

В кейсе, который мы упомянули выше, онлайн-платежи с помощью Interkassa принимала городская доска объявлений. Ресурс прошел первичную проверку при подключении — сайт соответствовал нормам законодательства, требованиям банка и международных платежных систем. Через месяц повторная проверка специалистами Interkassa, которые занимаются модерацией, нашла запрещенный контент  — объявления о продаже наркотиков и, завуалировано, интимуслуг.

Модерация сообщила продавцу о том, что его касса заблокирована, и назвала причины:

Это вызвало негодование у продавца и он прямым текстом пригрозил, что будет распространять негативные отзывы об Interkassa:

Злобные отзывы не заставили себя ждать:

Служба поддержки Interkassa подробно отвечает на эти комментарии, излагая причины блокировки. Касса остается заблокированной. 

«Среди негодующих в отзывах громче всех возмущаются те, кому мы блокируем кассы. То есть те, кто продает запрещенные товары, и разного рода мошенники. Если продавец выносит обсуждение в публичное поле, мы даем официальные ответы на комментарии и озвучиваем причину блокировки. Важно, чтобы и он, и все, кто прочтет его отзыв, поняли: мы не прекращаем работу просто так, для этого всегда есть основания», — комментирует СЕО Interkassa Игорь Зотько. 

Interkassa не всегда сразу применяет самые жесткие меры. Сперва компания может просто приостановить прием платежей и вывод средств, чтобы дать возможность владельцу ресурса тщательно промодерировать объявления и заблокировать подобный контент. Ведь владелец мог и не заметить криминала. Но если повторная проверка показывает, что мерчант продолжает работать с запрещенными категориями — касса блокируется, а вся информация передается правоохранителям. 

Однако, помня, что профилактика нарушений эффективней борьбы с ними, Interkassa тщательно проверяет продавцов на этапе подключения. Каждый сайт, к которому Interkassa подключает платежи, предоставляет подтверждение, что имеет право на продажу товаров, услуг или контента, правомерно использует свой домен и торговую марку. Например, компании, которые предоставляют услугу IP-телевидения, должны показать разрешение на трансляцию от правообладателей контента. С последним в практике Interkassa был связан показательный случай.

«Один из наших клиентов оказался пиратом и пытался продавать контент без лицензии от правообладателя. Наш отдел контроля проверил сайт и выявил, что тот продает продукцию медиагруппы StarLightMedia. Мы обратились в Центр мониторинга контента StarLightDigital и получили подтверждение, что договора с правообладателем у этого сервиса не было. StarLightDigital провели переговоры, чтобы перейти на официальные отношения, но мерчант отказался заключать соглашение, после чего убрал на своем сайте видео StarLightMedia. Компании Interkassa этот случай показал, что клиент не всегда прав. Всегда прав только закон, и перед ним все равны. А если продавец-нарушитель выносит обсуждение в публичное поле — мы там же озвучиваем свою позицию, потому что на на одного справедливо недовольного мерчанта приходится десять недовольных нарушителей», — рассказывает Игорь Зотько.

В компании Interkassa отмечают, что  случаи, подобные описанным в этой статье, — совсем не исключение. Ведь на место одного недобросовестного продавца всегда придет другой. И чтобы оставаться надежным партнером для бизнеса и покупателей, платежные провайдеры должны тщательно проверять новых клиентов и постоянно мониторить тех, с кем работают.