Владимир Бажан 12 лет проработал в SoftServe, а потом решил измерять вовлеченность сотрудников. Инструмента для объективной оценки не было — и он взялся его создавать.
Так появился Slack-бот Elin, который анализирует коммуникацию через 140 маркеров, чтобы показать настроение и вовлеченность команды в режиме реального времени. В июле 2019 года компания Elin.ai получила $100 000 инвестиций, а в 2020 году планирует стать прибыльной. AIN.UA рассказывает детали проекта.
«Как ты себя чувствуешь?»
С 2005 Владимир Бажан работал в SoftServe — одном из крупнейших IT-аутсорсеров Украины. Он прошел путь от Java-разработчика до вице-президента. К 2017 году штат SoftServe насчитывал более пяти тысяч сотрудников. Тогда появилась классическая дилемма роста: как, превращаясь в огромную корпорацию, сохранить вовлеченность и коллаборацию.
Компания начала отслеживать eNPS (Employee Net Promoter Score) — индекс лояльности сотрудников. Это делали с помощью громоздких опросников, на которые сотрудники отвечали раз в три месяца. Владимира это не удовлетворяло.
Я понимал, что нужно придумать решение, которое позволит отслеживать вовлеченность и настроение сотрудников в режиме реального времени с минимальным отвлечением.
Вместе с пониманием появилась идея создать продукт. В марте 2018 года Владимир с двумя друзьями сделали первый прототип. MVP обошелся в $12 000 — каждый вложил по $4 000.
Это был Slack-бот, который задавал несколько простых вопросов каждый день: «Как ты себя чувствуешь?» или «Ты доволен проектом?». Бот собирал данные, анализировал и раз в неделю генерировал дашборд, который показывал динамику настроения в команде. Его назвали женским скандинавским именем — Elin.
Мы уже тогда понимали, что делать нужно все по-взрослому — в Кремниевой долине. Зарегистрировать компанию в Делавэре и продвигать продукт на американском рынке.
Так и поступили.
Следом Владимир познакомился с украинкой Оксаной Завойко, которая к тому времени уже два года жила в США. До этого в Украине она запустила социальную сеть Profeo (сейчас закрыта) и диджитал-агентство Prodigi.
А тогда предпринимательница работала в сфере ИИ. Кроме того, была основателем компании Aware Mind Inc. В пул ее продуктов кроме Elin.ai входит децентрализованная рекрутинг-площадка Aur, которую развивает украинка Анастасия Грин.
Завойко выступила соучредительницей и СЕО в Elin.ai и начала заниматься компанией в США. Владимир инвестировал в компанию $100 000 и продолжал работать из Украины.
Почему аналитика лучше опросников
Продукт создавали наперекор стереотипным методам. Только пассивное наблюдение — предложила Оксана.
В опросниках систематически пытаются ответить «правильно», то есть, дают желаемые для работодателя ответы. В результате — субъективные, недостаточные и вводящие в заблуждение данные. Мы решили собирать объективную информацию», — объясняет Завойко.
В существующий продукт начали внедрять сентимент-анализ, чтобы пассивное наблюдение заменило опросник. В марте 2019 года получили early adopters. Среди них были украинские компании, которые помогали с разработкой бота — The Gradient и Euristiq.
Параллельно Оксана подавала Elin.ai во все известные акселераторы США. Владимир ушел из SoftServe, чтобы заниматься развитием компании. Они оба вовлечены фултайм, еще двое учредителей — в режиме консультаций. Кроме них в компании фултайм работают шесть сотрудников.
Elin.ai прошла в акселератор Berkeley SkyDeck, самый известный выпускник которого — единорог Lime, специализирующийся на аренде электросамокатов. Компания получила $100 000 инвестиций, а акселератор — 5 % ее акций. К проекту удалось привлечь дата-сайентиста и еще трех интернов.
Сейчас Elin анализирует коммуникацию сотрудников, их активность и вовлеченность в реальном времени. Для этого бот использует больше 140 маркеров, которые охватывают семантический и сентимент-анализ публичной коммуникации в Slack-каналах.
В результате формирует тренды метрик «Engagement», «Mood», «Well-being», «Collaboration» и «Impact». То есть, бот генерирует дашборд психо-эмоционального состояния команды без субъективных ответов сотрудников. Также можно сравнивать между собой несколько команд и оценивать «норму» настроения во всем коллективе.
Менеджеру нужно до 20 секунд, чтобы увидеть настроение команды и ее вовлеченность. Он понимает, какое поведение характерно для команды, отслеживает основные отклонения, изменения и их причины.
Сейчас клиенты Elin.ai — 54 маленькие и средние компании. Использование Slack-бота бесплатное для команд до 50 сотрудников, поддерживается только английский языке.
- Для компаний со штатом от 51 до 500 сотрудников годовая подписка стоит $1000, а со штатом 501-1500 — две тысячи долларов.
- Для компании с количеством сотрудников от 1500 — цена договорная.
Планы и задачи проекта
В Elin.ai ориентируются на результаты исследования Upwork о том, что к 2027 году число удаленных работников в США превысит число офисных.
Одновременно компании будут пытаться сохранить высокую вовлеченность сотрудников. Оксана рассказывает, что в США ожидают закономерный спад после роста экономики. Она думает, что в это время выиграет аутсорсинг. Работодатели будут искать менее затратную рабочую силу, особенно, за границей. Одновременно, будут стремиться сохранить корпоративную культуру.
Решений для удаленной совместной работы достаточно: Slack, продукты Microsoft и Google. Но они не влияют на вовлеченность сотрудников.
Менеджерам легко видеть результат даже удаленно, но этого мало. Им нужно понимать, насколько сотрудники вовлечены. Ведь это влияет на долгосрочность отношений. Без нормальной коммуникации и атмосферы люди быстрее сгорают либо меняют место работы. В команде могут быть токсичные коммуникации, и это тоже нужно вовремя обнаружить, — говорит Оксана.
По ее словам, распространение ремоута будет зависеть от инструментов, которые позволят понимать настроение и коллаборацию в командах.
В компаниях, которые работают удаленно, важна обратная связь.
Когда я что-то говорю в реальном офисе, я понимаю, слушают ли меня коллеги. Они могут покивать мне в ответ. А когда я отправляю сообщение в Slack, а мне не отвечают, я чувствую пустоту. Поэтому мы учим своих клиентов культуре «over-communicate». Чтобы сотрудники давали обратную связь, — объясняет Оксана.
Elin анализирует не только контент, но и формат коммуникации. Например, насколько быстро сотрудник отвечает, сколько времени проходит прежде, чем он отрывает ссылку, как часто он делиться файлами с другими, общаются ли сотрудники вне рабочего время. Владимир говорит, что они и сами используют бота, так как работают удаленно.
В феврале учредители компании рассчитывают на раунд инвестиций и хотят привлечь до $2 000 000.
Если получим, хотим стать лидером на рынке People Analytics в режиме реального времени, используя искусственный интеллект. Хотим интегрировать Elin с Microsoft Teams, чтобы зайти на рынок ентерпрайзов. Работаем над интеграцией с продуктами Google и Zoom, — рассказывает Владимир.
План на 2020 год — покорить крупные компании. Технологию уже достаточно обкатали в работе с малым бизнесом. Новая цель — стать прибыльными.
Автор: Кристина Гаврилюк