Десять лет назад лидар-индустрии не существовало. Теперь она оказалась переполнена. Эту технологию называют ключом к автономности автомобилей. Лидар — излучатель, который также измеряет время, за которой лучи отражаются от объектов и затем строит облако из точек. По нему система может ориентироваться в пространстве и «видеть» объекты.
Издание Wired, на примере компании Luminar Technologies рассказывает, как эта перспективная ниша начинает сжиматься под давлением конкуренции. AIN.UA коротко пересказывает материал.
Остин Рассел основал Luminar в 2012 году — тогда он бросил Стенфорд в 17 лет. Компания разрабатывает не только лидары, но и программную базу, которая умеет интерпретировать их данные.
За все время в нее инвестировали $250 млн — и теперь основатель больше не называет проект стартапом. В его ближайших планах стать прямым поставщиком оборудования и технологий для автопроизводителей. Речь идет не о компаниях вроде Waymo или Cruise — с их ресурсами они сами разработают нужные продукты.
Luminar рассматривает рынок «частичной автономности» — технологий, которые позволят водителям частично расслабиться за рулем и позволят машине ненадолго, но безопасно, перехватывать управление на дороге. Главное, что помимо лазера, у Luminar есть экспертиза в разработке данных.
Это хороший задел на выживание в индустрии. Как говорит партнер венчурной компании Lux (инвестировала в лидар-фирму Aeva) на каждые 10 стартапов в этой сфере примерно 3 ждет коллапс, 4 поглотят за сравнительно небольшие суммы, остальные окажутся успешны.
В Luminar это уже почувствовали. Полдюжины компаний спрашивали у Рассела, заинтересованы ли они поглотить конкурентов. Рынок остывает — как показывает Crunchbase, поток венчурного капитала замедлился, а израильская компания Oryx летом 2019-го и вовсе закрылась.
Четкого видения будущего ни у кого нет. Как пишет Wired, все из-за технологических нюансов: каждый стартап внедряет лидары по-своему. Разнится частота излучателей, их устройство, способ обработки данных.
Лидары Luminar ориентированы на «дальнобойное» видение, они подходят для трасс и магистралей. Французская компания Valeo делает лидары для близких дистанций. А компания Velodyne, которая начала использовать лидары еще в 2005 году, уже выпускает ряд коммерческих датчиков ограниченного использования по цене от $100.
Судьбу индустрии и отдельных игроков, в итоге, могут решить не технические спецификации. Как пишет глава компании Refraction AI (разрабатыает автономного доставщика) — решающим фактором может стать доступность и надежность. Пока что, объясняет он, сбалансировать цену и качество не получается. Но лояльности к брендам здесь нет — и тот, кто добьется цели быстрее, точно получит его бизнес в качестве клиента.