5 февраля 2020 года группа депутатов внесла в парламент очередную версию проекта Закона об электронных коммуникациях. Он должен регулировать рынок интернет-доступа в стране. Редакция AIN.UA описывает основные нововведения проекта. Мы также приводим его анализ от экспертов BRDO, которые были в составе рабочей группы.
Отметим, что анализ ниже касается версии проекта на рабочей группе от 15 января 2020 года, поскольку на момент публикации текст на сайте Рады еще недоступен. Текст, внесенный в парламент, может немного отличаться (и мы проследим за изменениями).
Что меняет для пользователей интернета
- Штрафы за спам. Ст. 123 проекта вводит обязательное предварительное соглашение абонента получать информацию и обязательную возможность отказаться от рассылки в каждом сообщении. Штрафы за нежелательные рассылки составят от 1700 до 8500 грн.
- Внесудебное решение споров. Если абонент хочет оспорить действия мобильного оператора, ему необязательно идти в суд. Он может обратиться в НКРСИ, те должны решить конфликт за два месяца с момента обращения (ст. 126).
- Возможность покупать телеком-услуги не в “пакетах”. К примеру, если абонент хочет использовать только голосовые звонки, без интернета или SMS, у него должна быть возможность купить только минуты на голос (ст. 110).
- Право знать о минимальной и максимальной скорости интернета, за который платит абонент. Ст. 108 предписывает телеком-компаниям сообщать о минимальной, средней и максимальной скорости подключения. В BRDO отмечают, что проект предписывает создать онлайн-сервис для сравнения условий доступа от разных компаний.
- Гарантированное право каждому на доступ к интернету (ст. 103-104). “Адресный” доступ в интернет считается универсальной услугой (т.е. такой, цены на которую регулирует государство). Универсальной услугой считается интернет-доступ, который предоставляется по фиксированному адресу (к примеру, по адресу дома, где живет абонент). В эту услугу входит возможность пользоваться интернет-поиском, интернет-банкингом, почтой, онлайн-медиа, интернет-магазинами, мессенджерами, голосовым и видеозвонкам и т.д. Бедным потебителям будут предоставляться субсидии на такой доступ, отмечают в BRDO.
- Остается право получать телеком-услуги анонимно (пресловутая тема с SIM-картами по паспорту), ст. 107, п. 5. Абонент может добровольно пройти идентификацию у оператора, в том числе, с помощью MobileID и BankID.
- Право отказаться от платы за услугу, которую абонент не заказывал, ст. 110.
Что меняет для телеком-компаний
- Этот проект провозглашает принцип технологической нейтральности. Т.е. применение законодательства должно как можно меньше зависеть от технологии, которая используется для телеком-услуги. Законодательство не должно поощрять или дискриминировать отдельные технологии. “В лицензиях на пользование радиочастотами не будет указана конкретная технология, их применение будет определяться только планом использования радичастотного ресурса”, — поясняют в BRDO.
- Обязанности участников рынка будет определять только закон, а не подзаконные акты. Нечеткие формулировки будут трактоваться в интересах компаний.
- Общее использование инфраструктуры телеком-сетей для участников рынка (ст. 29).
- НКРСИ будет вести онлайн-реестр поставщиков электронных коммуникационных сетей и услуг, т.е. операторов и провайдеров связи.