В Раду внесли законопроект #2615, которым предлагается создать пятую – льготную – группу ФОП специально для украинских стартапов. Для тех, кто выбрал данную группу, предлагается ввести нулевую ставку налога (то есть не платить налог). Кроме того, предприниматели на 5 группе ФОП освобождаются от ЕСВ и налоговой отчетности.
Что предлагается
Прежде всего, законопроект дает определение термину “стартап” – это новосозданный субъект хозяйствования (юрлиц или ФОП), который еще не определился с формой налогообложения. В пояснительной записке к законопроекту авторы документа называют стартап “инновационной компанией с ограниченным количеством ресурсов”.
Специально для таких предпринимателей предлагают создать пятую группу, которую освобождают от налогов. Совсем. Но есть условия:
- Стартапы на 5 группе должны использовать исключительно регистраторы расчетных операций (РРО) и/или программные регистраторы расчетных операций.
- На льготном периоде (то есть на 5 группе ФОП) они могут проработать не более 9 месяцев. После этого ФОП должен перейти с пятой на другую группу ФОП на упрощение, иначе его автоматически переведут на общую систему налогообложения.
- Суммарный объем дохода за это время – то есть 9 месяцев – не должен превышать 300 000 грн (то есть чуть больше чем 30 000 грн в месяц). Как только стартап начнет зарабатывать больше, он должен выбрать подходящую форму налогообложения.
- Льготный период нельзя использовать повторно. То есть, если ФОП уже был на 5 группе, он не сможет воспользоваться ею второй раз.
Зачем это надо
Цель инициативы – создать такие условия, в которых государство не будет мешать стартапам развиваться. При этом сами стартапы вывести из тени.
По мнению авторов законопроекта, без необходимости отдавать часть прибыли на налоги, им будет проще выйти и закрепиться на рынке. Во-вторых, людям не придется уезжать из страны, чтобы заработать (очевидно, речь идет как о самих стартерах, так и об их будущих сотрудниках).
Почему это не сработает – комментарий юриста
Роман Кобец, адвокат, старший юрист INPRAXI LAW
Общепринятым является понимание стартапа как новой компании, владеющей ограниченными ресурсами, которая строит свой бизнес на основе инноваций или инновационных технологий. В Украине предлагается несколько расширить понятие стартапа и предложить стартапами налоговую льготы для вывода их из тени.
Под стартапом в проекте понимают новый субъект хозяйствования (юридическое лицо или физическое лицо – предприниматель), который еще не определился с формой налогообложения.
Проще говоря, если у вас есть какая-либо бизнес идея, независимо от того, связана она с инновациями или нет, и вы в ней хотите попробовать себя, то вы регистрируетесь как субъект хозяйствования – и теперь вы стартап. Это может быть как ремонт обуви или продажа произведенных на заказ аксессуаров ручной работы, так и создание нового ПО.
Лимит дохода в 300 000 грн на 9 месяцев – это чуть больше 30 000 грн. на месяц. Много это или мало? Ответ неоднозначен. Для мелких бытовых услуг, на которые в случае принятия закон также будет распространяться, цифра кажется приемлемой. Для инновационного стартапа, наверное, мало.
Законодательная инициатива однозначно прогрессивная. Однако проект все же нацелен на вывод предоставления мелких бытовых услуг и реализации товаров собственного производства из тени. Поэтому называть все это стартапами вряд ли целесообразно.
Большинство стартапов прогорают. Поэтому для них крайне важна не только налоговая либерализация, но и упрощенный порядок закрытия бизнеса в случае, если стартап потерпел неудачу. Законопроект, к сожалению, этого не предлагает.