Владелец первого в Украине автосалона, специализирующегося на Smart, об удачах, преградах, достижениях и о том, что бизнес сегодня способен шагнуть далеко за границы простой покупки средства передвижения.
Как пришла мысль о запуске проекта? Насколько сложно было стартовать?
Для меня и товарищей, с которыми мы вместе начинали, этот бизнес стал настоящим стартапом. Хотя на момент запуска этот термин и его составляющие не были нам особо знакомы. Можно смело утверждать, что проект Smart Style – живое свидетельство того, что бизнес могут успешно поставить на ход молодые люди, без инвестиций, покровителей, связей наверху и прочих темных историй.
С чего начинался Smart Style?
В автомобильном бизнесе я уже достаточно давно, более десятка лет. Со временем амбиции росли. Запуск проекта «на земле» стал, с одной стороны, логичным в череде обстоятельств, с другой – был серьезным вызовом, который я бросил себе. Стартуя с нуля, я имел в активе компетенции, доверие будущих коллег и партнеров, непросто заработанное годами, и четкое осознание того, что бизнес – это не очередная игрушка. На кону была не только успешность и репутация, но и возможность реализовать свое видение того, какими могут быть автопродажи, ориентированные на клиента. Сразу понял, что стоит продавать в первую очередь решение задач, услуги и компетенцию. Этим был предопределен и формат – автосалон, где все делается за клиента. Никаких головных болей, беготни. Все надежно, комфортно и с уютом.
Первым шагом в проекте стал выбор подходящей локации в столице. От некоторых привлекательных вариантов пришлось отказаться по причине совместной аренды – не хотелось изначально себя ограничивать в возможностях, чувство «хозяина» стоит немалого. Когда же дорога сама привела на проспект Победы, и я ясно увидел будущую локацию, пазл сложился. Мы приступили к работе.
Какие преграды возникли на старте проекта? Что стало неожиданностью?
Первым пришло глобальное прозрение. Оказалось, что, даже имея в наличии площадку с офисом, перспективный парк автомобилей на продажу и бесконечный энтузиазм команды, недостаточно собрать деньги на аренду, вывеску и кофе для клиентов. Параллельно возникает огромное количество расходов, которые растут с каждым днем. Неожиданностью стал рабочий график 24/7, распри с товарищами и ответственность, которая увеличивалась в геометрической прогрессии.
Никто не ожидал тепличных условий, но реальность такова, что только работа с полной самоотдачей, без права опустить руки, позволит преодолеть этот сложный этап. И это только начало, поскольку в каждый момент времени необходимо держать глаза широко открытыми, а руку – на пульсе. К сожалению, не все это осознают или готовы жить в таком ключе длительное время. В Smart Style я взял на себя роль единого центра принятия решений и был готов нести ответственность за все свои действия и ошибки.

Что помогает концентрироваться и не сломаться в сложные моменты?
Очень мотивирует сын – это рубеж, который я буду держать до конца, и доверие, которое не могу себе позволить утратить. В непростых ситуациях здорово помогает присутствие грамотной женщины рядом. Помимо всего, на результат заряжает мое непреодолимое увлечение спортом. Хотя в далеком-далеком детстве я был не очень спортивным, сегодня это неотъемлемая часть моего стиля жизни. В равной степени влюблен как в индивидуальный, так и в игровой, командный спорт. Считаю его одним из лучших средств для самовоспитания и достижения идеального жизненного баланса. Люблю за соревновательность, за способность ставить цели и достигать их. Он помогает творить саму жизнь. Пробежать марафон. Открыть бизнес. Сделать клиента счастливым. Хорошие цели.
Что помогло сформировать «ядро» бизнеса? Какие принципы заложены в основу?
Порядочность. Системность. Настойчивость. А также хороший персонал. Без этого не взлетает.
Я выступаю против стихийности рынка автомобилей с пробегом. Если покупатель по каким-либо причинам не приобретает новый автомобиль, это никоим образом не должно ущемлять его право на качественный сервис.

Что основное для успешного ведения бизнеса на текущем этапе?
При текущей ситуации на рынке и несовершенных механизмах регулирования векторы развития меняются очень часто. Конечно, больше хочется работать над сервисом, креативами для рекламы, выбором кофе для клиентов (улыбается). Но фактически львиная доля времени и ресурсов уходит на оптимизацию процентной ставки для покупателей и подбор автомобилей по наиболее выгодным ценам.
Что подразумевает сервис полного цикла? Чем вы привлекаете клиента?
Сервис полного цикла – предложение, от которого сложно отказаться (улыбается). Простое объяснение: подбор автомобиля, выбор автомобиля из наличия, лизинг/кредит, гарантия, страховка, регистрация, затем «трейд-ин» – это все отдельные продукты. Разобраться во всем спектре по каждому из них непросто. При этом клиенты, особенно те, кто обращается уже не в первый раз, готовы доверить нам решение сопутствующих задач и хлопот. Мы привлекаем своей экстренностью, и тем, что мы всегда рядом с клиентом, а не противопоставляем себя ему.

Воюем с бюрократией, очередями, беготней – поэтому максимально упростили процедуру. У нас можно за день выбрать, оформить заявку, получить решение и уехать на своем автомобиле. Это особенно ценят.
Какие из услуг наиболее востребованы?
В первую очередь легковые автомобили для города, у нас огромный выбор в наличии. Также коммерческая техника из ЕС, от легкой коммерции до автофур, легковые автомобили из ЕС и США. Пользуется популярностью лизинг и кредитование автомобилей и коммерческой техники, «трейд-ин». Кстати, за все время мы продали уже более 2 тыс. автомобилей Smart – по площади это 3,5 стадиона.

Помимо всего проект Smart Style также открыт для инвестирования. В чем заключается предложение?
Мы помогаем умножить капитал путем инвестиции в работающий бизнес. Дивиденды крайне понятны и выгодны – клиент видит маржинальность и, при желании, может частично взять участие в организации процесса. Рабочая модель отлажена годами, заработок осуществляется за счет увеличения оборотных средств с обеспечением инвестиции
Как трансформировался для вас рынок по мере развития ситуации с еврономерами, ваш взгляд на ситуацию?
Вопрос глобальный. Вся регуляторная политика, направленная, как мы видим по факту, на усложнение процесса импорта – нелогична. Сложность в том, что автомобили должны быть доступны, но также и легальны. А при евробляхах вопрос собственности был весьма относительным.
В пиковое для еврономеров время рынок скорее мутировал чем жил, и это было страшно. Мы тогда недозарабатывали, местами теряли, поскольку приняли решение – заниматься только легальными автомобилями. И в итоге за все время не продали ни одной евробляхи. Это была позиция, которой стоило держаться.

Становится ли наш авторынок более открытым, и как изменится «лицо» автобизнеса в ближайшем будущем?
Это касается не только авторынка. Весь мир трансформируется, и автомобильное сообщество стоит на пороге изменений. Как вам новость, что Фольксваген видит свое будущее как ритейл, а не производитель? Очень большой процент автомобилей в будущем будет в каршеринге, а право собственности нивелируется. Но это будет потом, а если о настоящем – как будто включили свет (смеется), и многие моменты: история автомобиля, состояние, данные страховой – уже у каждого в телефоне. К этому, как и ко всему хорошему, мы только начинаем привыкать.

Каковы ближайшие ориентиры для Smart Style?
Мы молоды, красивы и перспективны, а еще очень с большой любовью и уважением относимся к соотечественникам. Поэтому делаем все, чтобы покупать было еще выгодней, автомобили становились доступней, стремимся к расширению представительств в других городах. Как раз сейчас доводим предложение по франшизе.
Чего хочется пожелать клиентам, партнерам, просто читателям?
Ставьте цели и достигайте их, обязательно побеждая. Неважно, в каком масштабе. Начните с малого. Больше путешествуйте, но не смотрите на страны из окон 5-звездочных отелей. Идите на улицы, находите места силы, пробуйте и прокладывайте свой собственный путь. А за автомобилем – добро пожаловать к нам.