Андрей Буренок, TripMyDream о коронакризисе: «Наши доходы просели на 90%. Многие просто обанкротятся»

14410

На фоне закрытия границ и массовой отмены авиаперелетов трэвел-отрасль в Украине и во всем мире замерла. Компания Андрея Буренка TripMyDream переживает тяжелые времена. В блиц-интервью AIN.UA он рассказал, что происходит с его бизнесом, его жизнью и какие меры предпринимает компания.

Обвал поиска

У TripMyDream несколько источников дохода, основной приходится на поиск авиабилетов. Кризис мы начали ощущать на себе уже со второй недели февраля: количество поисков авиабилетов на нашем сайте резко сократилось примерно на 40%. Мы тогда подумали, что это, в принципе, не критично и мы без проблем переживем такую турбулентность.

А потом случилась, как я ее называю, «эпидемия страха».

С третьей недели февраля поиск обвалился на 70%, а сейчас — упал на 90%. Соответственно, если люди не ищут у нас авиабилеты и потом их не покупают — мы не зарабатываем. Наши доходы просели — тоже на 90%.

Второй источник дохода TripMyDream — это дополнительные продажи, связанные с путешествиями: отели, экскурсии, страховки как раз собирались интегрировать. Но если люди не летают, им все эти сопутствующие товары не нужны.

Такое же падение у всего тревел-рынка, у некоторых даже на 100% — то есть практически ноль трекшена. В ближайших странах, которые еще не позакрывали границы, какое-то движение еще есть, но в целом в сегменте путешествий сейчас все упало на 70% как минимум. И мы все просто сидим и наблюдаем.

Третий источник дохода — рекламные интеграции в наших медиа. TripMyDream — единственный поисковик авиабилетов, у которого есть свое издание о путешествиях. Также у нас огромный Telegram-канал. Здесь пока большого снижения нет. Есть клиенты, которые поставили проекты на паузу, но нативные статьи, спецпроекты и рекламные Telegram-посты у нас пока выходят.

Еще есть мой YouTube-канал, в котором больше 400 000 подписчиков. Там тоже есть несколько интеграций на паузе, но существенного обвала нет. С монетизацией пока проблем нет, зато количество просмотров с введением карантина заметно подросло. Мое последнее видео, которое выпустил вчера, уже набрало 50 000 просмотров.

Что происходит на рынке

Многие тревел-компании, у которых нет достаточного запаса денег, чтобы перекрыть убытки, просто обанкротятся. Дохода нет — но есть большие фиксированные затраты, зарплатный фонд.

Компании отправили сотрудников в неоплачиваемый отпуск, либо сделали индексацию и понизили зарплаты. Некоторые выплачивают людям 50% зарплаты, а вторую обещают, когда появятся деньги.

Авиакомпании обанкротятся, отели на грани, туроператоры на грани — все на грани.

Даже если через 2-3 месяца авиакомпании снова начнут летать, и тот отложенный спрос, который есть сейчас, превратится в путешествия, отрасли все равно нужно хотя бы полгода на то, чтобы восстановиться.

Мы сейчас переориентировались и делаем продукты, которые позволят нам через пару месяцев после того, когда все вернется на место, удивить своих клиентов интересными сервисами.

Что предпринимают в TripMyDream

Для меня самый главный актив — это моя команда, поэтому и задача основная — удержать команду. Сейчас у нас всего около 35 человек, в основной команде около 20 сотрудников. Мы никого не сокращали, не снижали заработную плату, сейчас работаем удаленно и ближайшие два месяца смотрим, как долго сможем так прожить. А дальше будем решать.

Вместе с тем, мы сократили практически весь маркетинг — не тратим на это деньги сейчас. Потому что нет смысла делать какие-то серьезные по бюджетам кампании, не превращая их в реальные деньги.

Сократили весь Google Ads — это больше $20 000 прямых затрат в месяц. Убрали ремаркетинг-кампании, Facebook и все платные кампании в соцсетях. Перешли с дорогого MailChimp на наш украинский SendPulse, который позволяет нам экономить почти 1000 евро в месяц.

Мы сделали ребрендинг, новое позиционирование, новую айдентику, придумали классную рекламную кампанию — но решили не запускать, потому что сейчас в этом нет смысла.

На чем сосредоточилась компания

Сейчас мы сосредоточились на том, что доводим до ума какие-то технические вещи, например, доделываем iOS-приложение вместе с ребятами из IceCream, все, что касается DataScience. Ну и общаемся с клиентами, делаем подборки, пытаемся людей отвлечь от всех этих ужасных новостей, которые только нагнетают ситуацию.

Вчера, например, запустили челлендж TripMyHome. Я должен был уже второй день как быть в Японии и делать оттуда влог, но мой рейс отменили. Поэтому я делаю себе Японию дома: заказал суши, нашел гейшу, организовал борьбу сумо и т.п.

Одни из наших клиентов должны были ехать в Германию на концерт Rammstein, но не поехали и устроили его у себя дома. Получился интересный проект.

Про личное отношение к карантину и отмене авиарейсов

Я опытный путешественник, и на отмене поездки в Японию не особо много потерял. Все отели, которые я бронировал — это около $3000 — я отменил бесплатно, т.к. они были refundable, билеты поменял на осень с небольшой доплатой. Но у меня еще есть билеты в Турцию через две недели, на Бали через месяц и в США через два месяца, и я не знаю, как сложатся эти путешествия. Потому что пока нет понимания, откроются ли вообще границы.

На мой взгляд вся эта ситуация — нагнетание страха. Я записал на выходных видео для своего YouTube-канала, в котором рассказал об этом подробно. И решил создать второй канал, на котором буду делать просто разговорные видео для людей, чтобы не паниковали.

На самом деле карантин — это возможность наоборот успокоиться и начать более качественно проживать жизнь. В обычном режиме мы постоянно куда-то бежим, нас все время подгоняют в гонке за успех. На карантине можно наконец насладиться моментом и никуда не спешить. Переосмыслить ценности, просто побыть дома с семьей. Мне, если честно, нравится.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск