Руководитель проекта Underdog. Страх-OFF Ангелина Коршунова в своей колонке для AIN.UA рассказывает, как ее команда работала над проектом «виртуальных обысков» для украинских компаний: такой опыт помогает подготовиться к обыскам в реальности.
Разработка идеи
Бизнес в Украине подвержен множеству рисков, один из них — обыск. Ключевые характеристики обыска по-украински: агрессивность и злоупотребление полномочиями со стороны представителей правоохранительных оранов, а со стороны компании — абсолютная неподготовленность, правовая неграмотность команды и мощный психологический дискомфорт.
Обыск для предприятия — это, в первую очередь, блокировка бизнес-процессов и стресс для сотрудников. Но именно от того, как команда справится с этой ситуацией, зависит дальнейшая жизнь компании.
Идея проекта возникла из желания подготовить нашу собственную команду к риску, от которого никто не застрахован. А если он случается — жаловаться поздно, да и некому. Мы начали работу в этом направлении с ряда лекций и офлайн краш-теста. Это стало хорошим опытом, но оказалось недостаточным по ряду причин.
- История — информирует, но не готовит к реальным событиям.
- Особенности организации «заказного обыска» — подобное мероприятие логично проводить в действующем офисе, что не исключает материально-технических издержек, так как актеры правдоподобно отрабатывают захват помещения. Второй момент — офисы по соседству, которые волновались из-за угрожающих звуков и криков. Плюс такое обучение на компанию в 30+ сотрудников требует полноценного рабочего дня.
- Вовлечение участников — все почувствовали атмосферу, но у 20-30% людей была возможность тихо отсидеться и остаться без конкретной подготовки.
- Вариативность опыта — те сотрудники, которые в силу личных психологических склонностей вступили в «игру», могли отработать лишь пару возможных ситуаций. И шансы, что на реальном обыске их постигнет такая же ситуация, невелики.
Потому мы решили пойти дальше и самостоятельно создать нужное нам решение. Мы пришли к идее виртуальной реальности, которая позволяет погружать человека в моделируемые условия.
Почему VR?
Виртуальная реальность имеет преимущества, которые помогли осуществить нашу задумку. Во-первых, это возможность создать качественную симуляцию окружающей среды. В нашем случае — это обычный офис, с зоной рецепции, большой переговорной и кабинетной системой.
Во-вторых, это единственный формат, с помощью которого можно создать тренинг с полным погружением и улучшенным восприятием ситуации. Таким образом человек не просто наблюдает за происходящим, а становится частью истории. В VR сотрудник может пережить все ситуации обыска столько раз, сколько потребуется для формирования нужных моделей поведения.
Особенности разработки и съемок в VR
Ключевой задумкой было сделать сотрудника главным героем происходящего, от которого зависит результат всего обыска. Следовательно, сценарий должен был быть таким, чтобы из каждой точки принятия решений события могли развиваться по-разному. Это влияло на съемки. К примеру, некоторые сцены нужно было снимать несколько раз абсолютно идентичными до малейших подробностей.
Над сценарием работала группа экспертов по безопасности, психологии и юриспруденции, в том числе, действующие адвокаты. Поэтому в симуляции есть несколько аспектов:
- правовой — демонстрирует, какие действия представителей правоохранительных органов правомерны, а какие — нет, и как на них реагировать;
- психологический — обеспечивает необходимый уровень стресса или дискомфорта, чтобы повысить устойчивость участников на случай реальных событий;
- стратегический — каждая сценарная ветка раскрывает несколько типичных ситуаций обыска: допрос, провокация, протоколирование содержания сейфа и т.д. В каждой такой истории заложены более и менее эффективная линия поведения. Так участник тренируется быстро принимать нужные решения и формировать новую модель поведения.
Сотрудников компании, у которой проводят обыск, и следователя играют профессиональные актеры. А спецназ — реально действующие бойцы, чтобы воссоздать картину действия максимально натуральной, эмоциональной и вовлекающей.
Еще одна особенность — съемка в формате 360°. Для этого требовались специальная камера и экипировка главного героя, что также сказалось на постановке сцен и организации всей локации. Бюджет на разработку и продакшн подобного проекта в Украине стартует от $25 000.
Сам процесс съемок выглядит так:
В результате мы отсняли 50 возможных сценариев развития событий, которые выстраивались в единую сюжетную линию. Каждая следующая сцена и ситуация раскрывается в зависимости от выбора участника.
После прохождения симуляций эксперты подробно разбирают каждую историю и принятые решения. Они проясняют правовые аспекты и объясняют, какие тактики более выгодные, какие — менее и почему, с учетом выбранной корпоративной стратегии.
Релиз и впечатления бизнеса
Первая презентация проекта состоялась на IForum 2019. За день в симуляции побывало порядка 700 человек. Это дало четкое понимание, что продукт, который мы изначально разрабатывали для утоления своей боли, нужен рынку. Мы получили большое количество отзывов, как от потенциальных клиентов, так и коллег по роду деятельности.
В первую очередь, мы ожидали запросы из IT-сферы, которая активно подвергается прессингу со стороны власти. Но в реальности аудитория тренинга оказалась шире. Нашими клиентами стали национальные розничные компании, финансовые учреждения, один из крупнейших агрохолдингов страны и ювелирный дом.
В месяц мы проводим по несколько тренингов. К каждому готовимся индивидуально: предварительно оцениваем текущий уровень подготовки, проясняем желательные модели поведения сотрудников на случай обыска, оцениваем возможности и ограничения. В соответствии с этой информацией дорабатываем тренинг.
Малый и средний бизнес, как правило, проходит такую подготовку разово, крупные компании с большим штатом персонала — ежеквартально. Базовый бюджет тренинга для группы из 10 человек — $2000, дальше стоимость зависит от количества участников, города проведения и других запросов.
На тренинге мы не только готовим компанию к обыску, а разрабатываем базовую стратегию безопасности. Потому первый шаг команды после участия в VR-обыске — ввести ее в рабочие процессы компании.
Автор: Ангелина Коршунова, Underdog. Страх-OFF