С начала карантина в Украине перестало работать порядка 30 000 кафе и ресторанов. Компания Poster зарабатывает на том, что продает таким заведениям решения по автоматизации. Родион Ерошек, руководитель компании Poster, рассказал редактору AIN.UA о том, как коронакризис повлиял на его компанию.

Родион ерошек-2

В исследовании Опендатабот вы говорили, что 63% всех клиентов остановились за первые две недели. Какие цифры сейчас?

Похоже, сейчас у нас «стабільність»: на протяжении всего апреля показатель закрытых заведений колебался в диапазоне до 62–66%. Некоторые заведения адаптируются к новой реальности и открываются на доставку и самовывоз после нескольких недель паузы, которую они взяли после объявления карантина.

Объем рынка общепита в Украине в 2019 году оценивался примерно в 50 000 точек. Таким образом, можно предположить, что сейчас в стране не работают около 30 000 заведений.

Продажи общепита в Украине снизились в среднем в 4 раза по сравнению с цифрами до карантина. На неделе 23–29 марта выторги уменьшились вплоть до 26% от оригинальных, а на двух следующих неделях немного подросли до 28% и 30%.

Видно, что сейчас предприниматели затаились и ждут окончания карантина. Сегодня не идет речь про прибыль.

Даже если договориться с арендодателями про арендные каникулы и срезать все возможные косты, на эти обороты не получится платить полные зарплаты сотрудникам. Поэтому многие оставляют только ядро команды на 50-60% от зарплаты, а остальных отправляют в неоплачиваемый отпуск.

Только у клиентов Poster, которые закрыли заведения на время карантина, без работы остались около 13 000 сотрудников. Если экстраполировать эти цифры на весь рынок, то можно говорить о 160 000 безработных в индустрии.

Как кризис сказался на вашей компании, как поменялись ваши финансовые показатели?

Мы работаем с индустрией, которую непосредственно задел коронакризис. Поэтому мы очень хорошо чувствуем на своей шкуре то, что происходит с нашими клиентами.

Родион ерошек-1

До карантина последние несколько лет мы росли на 50–80% в год. За 6 лет из стартапа в Днепре выросли в облачную систему №2 по количеству заведений в Европе:

  • В этом году пробили отметку в 12 000 платящих заведений в 90 странах мира.
  • В 2019 открыли новый офис — в Мехико Сити, Мексике и начали продажи в Латинской Америке. Это третий зарубежный офис Poster. До конца 2020 планируем открыть еще один.
  • Стали первой системой автоматизации из Украины, которая презентовала свой продукт на NRA Show в Чикаго, ключевой международной выставке в ресторанной сфере.

После объявления карантина 17 марта мы каждый день наблюдали за закрытием заведений. За 10 дней 60% наших клиентов в Украине вынуждено остановили работу.

Мы решили поддержать их и заморозили подписку всем закрывающимся заведениям. Рестораторы могут продолжать работать с бэкофисом: анализировать продажи, заносить первичку, разрабатывать новое меню, но не могут делать продажи. А мы не берем с них деньги.

Март мы закрыли с просадкой по выручке на 15% относительно февраля. По первой половине апреля видно, что просадка в этом месяце будет порядка 60%, что соответствует проценту замороженных заведений.

Какие меры в связи с кризисом вы принимаете (сокращение расходов, штата, отказ от аренды помещений и т.д.)?

Все наши антикризисные решения мы принимали, в первую очередь, учитывая интересы команды.

С первого дня карантина мы перевели всех сотрудников на удаленную работу. До ужесточения карантинных мер те сотрудники, которые по каким-то причинам не могли работать из дома, выходили работать в один из наших офисов с кабинетной системой, где был меньше риск скопления людей. Poster предлагал сотрудникам Uber из дома в офис и обратно, чтобы риск заражения в общественном транспорте был как можно меньше.

Из-за естественного снижения продаж продукта мы столкнулись с необходимостью сократить зарплатный фонд. Большинство компаний в таком случае увольняет сотрудников, чтобы сэкономить нужную сумму. Я очень рад, что нам удалось пойти по другому пути.

Мы сохранили практически всю команду: попрощались с новичками, у которых еще не закончился испытательный период, а также с несколькими ребятами, работы для которых во время карантина просто не будет.

Остальных сотрудников мы попросили поддержать компанию и по возможности урезаться по зарплате на ближайшие месяцы. Нам нужно было сократить зарплатный фонд на треть, с каждым общались индивидуально.

Нашу просьбу поддержали все без исключения сотрудники. Такой кредит доверия и поддержка вдохновляют. Топ-менеджеры договорились о снижении своей зарплаты в среднем на 60%, все остальные сотрудники предложили снижение на 20-40% в зависимости от уровня зарплаты, ситуации в семье, обязательств и т.д.

С остальными реактивными действиями по снижению костов все достаточно просто:

  • Приостановили найм по всем позициям.
  • Провели переговоры со всеми арендодателями и получили скидки, каникулы, отсрочки платежей.
  • Приостановили бенефиты: по обучению (раньше мы компенсировали до 80% стоимости любых курсов и ивентов по обучению сотрудников), парковке, фруктам в офис, pizza friday и т.д.
  • Отключили маркетинговые кампании с низким ROI.
  • Связались со всеми SaaS-сервисами, которыми мы пользуемся, попросили про скидки и пересмотрели использование.
  • Занялись задачами по оптимизации нашей инфраструктуры, которые долго откладывали. Сейчас у нас около 120 серверов, благодаря оптимизации удастся сократить их число на четверть без потери пользовательских данных.
  • Попросили отсрочки платежей и скидки у всех партнеров, подрядчиков.

Есть ли угроза, что бизнес придется закрыть или вы рассчитываете преодолеть эффекты от карантина и кризиса?

Такой угрозы нет. Худшее, что может произойти, — это откат на 1-2 года назад в количестве клиентов и размере команды. Но на самом деле кризис — это хорошая возможность проверить свою скорость и гибкость, выйти из этой истории даже сильнее.

Мы быстро пересмотрели стратегию нашего развития и взялись за проекты, которые нужны рынку именно сейчас или могут создать платформу для роста в будущем.

Многие заведения сейчас пытаются срочно переориентироваться на доставку. Те, кто не успел сделать этого раньше, встают в очередь на подключение к сервисам типа Glovo или Uber Eats, кто-то — организовывает свою доставку.

Чтобы помочь заведениям максимально быстро организовать собственную доставку, мы открыли бесплатный доступ к нашему сервису Poster Shop для всех заведений, включая те, которые работают с другими системами учета. Это платформа, на которой можно быстро запустить сайт заведения с меню, заказом и оплатой. Клиенты могут делать заказы и оплачивать их на сайте, а официанты, которые остались без работы, — превратиться во временных курьеров и доставлять блюда на дом.

Еще один проект, который мы запустили, чтобы помочь заведениям минимизировать убытки во время карантина — это платформа для поддержки локальных предпринимателей Locals. На этом сайте можно купить онлайн-сертификаты или подарочные карты для похода в кофейни, рестораны, магазины, парикмахерские после карантина и таким образом поддержать их в непростой период. Платформа бесплатна для всех украинских предпринимателей.

На этой неделе запустили канал в Telegram «Реве та стогне ресторатор». Статистика по рынку, антикризисная информация и наши новые проекты — собрали все в одном месте для рестораторов.

Какая доля из закрытых заведений сможет выдержать этот период и вернуться в бизнес?

Все будет зависеть от даты окончания карантина, а ее сейчас тяжело спрогнозировать. Но участники рынка сходятся во мнении, что после карантина откроется не больше 70-80%, а до конца года доживут около 50% текущих заведений.

Около трети украинских заведений функционируют как side business и работают плюс-минус в ноль. Они точно не переживут работу в кризис, когда уменьшится потребительский спрос.

Поэтому карантин и экономический кризис сильно отфильтрует рынок. Останутся те, кто умеет адаптироваться и меняться, заведения с хорошо выстроенными процессами, более высокой маржинальностью.

Возможно уменьшение форматов. Подобную историю мы уже наблюдали в 2014-2015 году, когда на замену большим ресторанам начали приходить более демократичные форматы, начался бум кофейного бизнеса в Украине.