Президент Украины 21 мая подписал закон 466-IX (бывший законопроект №1210) и он уже вступил в силу. Этот закон вводит понятие контролируемых иностранных компаний (КИК) и предписывает их украинским владельцам регистрировать КИК в налоговой (и соответственно, платить налоги).
Редакция AIN.UA спросила у юристов, предпринимателей и инвесторов, что именно поменялось для отрасли венчурных инвестиций.
Что меняет закон: теперь стартаперы (и не только они) должны платить налоги
Сразу отметим, что в самой обсуждаемой части — тех самых зарубежных активов, с которых нужно платить налоги, закон вступает в силу только с 1 января 2021 года, есть время подготовиться.
Основные понятия закона для AIN.UA объяснил Юрий Корнага, партнер Axon Partners.
Откуда взялась идея про КИК?
По словам юриста, правила про КИК для украинцев стали такой же «неожиданностью», как зима для автовладельцев на летних шинах. Ведь о внедрении CFC rules (КИК) в Украине было известно еще в 2017 году. Украина тогда обязалась принять пакет из 15-этапного Плана для борьбы с размыванием базы налогообложения (он же Base Erosion and Profit Shifting, или BEPS).
Идея CFC rules — борьба с налоговой миграцией. Любой бизнес в любой юрисдикции должен получать соразмерную с «домашней» ставку налога. Если пользуется низконалоговыми режимами — пусть оформляет «побег» не виртуально, а физически, с релокейтом.
Что такое КИК?
Контролируемая иностранная компания — это любое юрлицо, зарегистрированное за рубежом, и контролируемое контролером (см. пункт ниже). КИК могут быть созданы и без статуса юрлица (это могут быть партнерства, трасты, кроме слепых), фонды. Даже соглашение о совместной деятельности без создания юрлица может попадать под определение КИК.
«Неважно, где зарегистрирован КИК, в офшоре или обычной юрисдикции, в США или Эстонии, продуктовая это компания или аутсорс — это все равно КИК», — отмечает юрист.
Кто такой контролер?
Контролер — любое физ- или юрлицо резидент Украины, которое прямо или опосредованно владеет:
- долей в КИК больше 50% или
- долей в КИК больше 10% при условии, что несколько контролеров владеют долями в КИК, которые в совокупности больше 50%, или
- отдельно или с другими аффилированными резидентами Украины совершает фактический контроль над КИК.
Комментарий от редакции AIN.UA: Если пункт про доли в 10% не очень понятен, фактически имеются в виду ситуации, когда доли в компании разбиваются на друзей/родственников. Если контролеров несколько, они — резиденты, и совокупно их доля превышает 50%, нормы закона работают.
Резиденты Украины — это физлица, постоянно живущие здесь и юрлица, зарегистрированные в стране.
Фактический контроль — это если человек (или юрлицо) может указывать КИК (например, совершить платеж или заключить договор; может вести переговоры по сделкам КИК; совершать операции с банковскими счетами КИК или блокировать их и т.д.
«Контролерами не являются собственники опционов менее 10% или аналогичных exit bonus-ов. Если все же размер опциона или бонуса больше, резидент становится контролером не с момента подписания, например, опционного договора, а тогда, когда полностью или пропорционально выкупит опцион или получит права на exit bonus», — отмечает юрист.
Что теперь должны делать контролеры?
Подавать отчет в налоговую о том, что у них есть КИК. И платить налоги с прибыли. Отчетный период — год, контролер подает такой отчет одновременно с собственной годовой декларации о доходах (для физлиц дедлайн — 30 апреля 2021 года) или собственной налоговой декларации налога на прибыль (для юрлиц-контролеров дедлайн — 1 марта 2021 года).
Какие налоги платят контролеры?
Налогом облагается часть скорректированной прибыли КИК за отчетный период, пропорциональная доле, которой владеет контролер. Ее надо считать самостоятельно, на основании финотчета КИК. Важно помнить, что если весь совокупный доход всех КИК контролера в финотччетности не превышает 2 млн евро, налоги не платятся.
Также можно не платить налоги с КИК и в некоторых других случаях. К примеру, если КИК уже платит налог на прибыль по эффективной ставке не меньше налога на прибыль в Украине (18%) или которая меньше такой ставки не более, чем на 5 процентных пунктов. Или если часть пассивных доходов КИК (проценты, дивиденды, роялти, инвестиционная прибыль) не более 50% от общей суммы доходов.
Физлица платят налог на доходы физлиц (НДФЛ), юрлица — налог на прибыль.
Например, есть КИК в виде аутсорсинговой или продуктовой компании, зарегистрированной на Кипре. Ее контролер контролирует часть 60%. Компания получила годовой доход в $2 млн, прибыль — $1 млн. Скорректированная прибыль — это прибыль минус выплаченный на Кипре налог СІТ (12,5%). Базой для контролера будет $525 000 (60% от $1 млн – 12,5% от этой суммы). С нее контролер должен заплатить 18% налога на доходы физлиц и 1,5% военного сбора.
Если не подавать отчеты и не платить налоги — штрафы. Например, за неподанный отчет — 210 200 грн, за то, что не сообщил о том, что получил долю в КИК — 630 600 за каждый факт.
Что поменялось: рассмотрим на примерах
Закон 466-IX меняет Налоговый кодекс не только в части о КИК. Меняются налоговые условия для многих операций с зарубежными активами. Полный анализ того, что поменялось, для AIN.UA предоставили налоговый эксперт «Саенко-Харенко» Светлана Мусиенко и старший юрист Катерина Утиралова.
Ситуация 1. Украинский бенефициар владеет иностранной компанией и имеет счет в банке.
Что с налогами в этой ситуации?
Ситуация 2. Украинская компания проводит операцию с иностранной компанией.
Ситуация 3. Украинская компания платит дивиденты, проценты, роялти иностранной компании из условного Кипра (из юрисдикции, с которой действует Конвенция об избежании двойного налогообложения).
Ситуация 4. Украинское физлицо продает инвестиционный актив нерезиденту — связанному лицу или компании из низконалоговой юрисдикции.
Ситуация 5. Украинская компания совершает операции со связанной иностранной компанией и такие операции попадают под контроль трансфертного ценообразования в Украине.
Что по этому поводу думают инвесторы и предприниматели?
Если вкратце: мало хорошего. Постят картинки с трактором.
“Налоговый закон — не эскимо, чтобы всем нравиться”, — отвечает на критику в интервью глава парламентского комитета Данил Гетманцев (инициатор законопроекта).
Теперь — длинный вариант. Многие инвесторы и предприниматели прямо говорят и пишут о том, что новый закон спровоцирует волну релокейта из страны.
Денис Довгополый, основатель GrowthUP Group, Unicorn Nest:
Ничего в новом законе плохого нет. Плохо то, что его подписали лет на пять раньше, чем надо (и то, при условии, что к нам не пришло бы во власть вот это чудо). Надо привести экономику в порядок, вырастить корову, а потом начать ее доить. Очень странная логика. Все, кто при власти сейчас, очень сильно пострадают от этого закона.
Ну и да, и так сильные эмигрантские настроения сейчас получат очень сильный пинок. И пинок получат люди, которые эту экономику создают. И я — не только про айтишников:), гражданство и резиденство этой страны девальвировалось практически в ноль для предпримательско-активной части населения.
Номиналы для украинцев поднимут цены, если вы понимаете, о чем я.
Игорь Перция, партнер TA Ventures:
Для меня это — скорее идеологический вопрос. Между государством и предпринимателями был негласный социальный договор: мы вас не трогаем, берем маленький процент налога, вы живете здесь, не возмущаясь, что нет хороших дорог, нормальной медицины и т.п. Сейчас это все снивелировали. Будучи владельцами иностранной компании, украинские предприниматели задумаются о зарубежном гражданстве или резидентстве.
Для нас как для фонда ничего не поменялось. У нас может быть 5% в стартапе, но у человека, который основал бизнес, доля может быть 100%. Значит, многие фаундеры украинских проектов попадают под этот закон. То есть, многие стартаперы, которые жили в Украине, скажут: “Да пошло оно все!”, просто соберутся и переедут.
Андрей Криворчук, основатель инвесткомпаии Adventures Lab:
Мы еще не до конца понимаем каким будет финальный вариант закона. По тому виду закона, которые есть на сейчас, мне кажется, они сами еще не поняли, что именно приняли. Пытались сделать добро, с одной стороны (наполнить бюджет), и создали тонны сложностей с другой.
Нужно ли платить налоги? Однозначно, да. Но давайте разберемся, по какой причине большая часть украинского бизнеса (в особенности, продуктовые компании) аккумулирует доходы не в Украине:
- Хранить деньги в Украине — риск (завтра развалится банк или придут маски-шоу)
- Хранить IP в Украине — риск (завтра Печерский суд решит, что твои наработки принадлежат другому).
И это — только верхушка айсберга. Я мечтаю о дне, когда украинские предприниматели будут выбирать основной юрисдикцией Украину. И откажутся от других вариантов.
Но на сегодня, украинская юрисдикция является одной из наименее защищенных, понятных и простых. А наши законодатели, которые так тешатся принятию 1210, очевидно не понимают, что:
- Сегодня в мире идет жесточайшая война между юрисдикциями за каждый доллар бизнеса.
- Бизнес будет создавать компании и платить налоги там, где ему комфортно.
- В глобальном мире ты больше не можешь кого-либо привязать к себе.
Поэтому, не улучшая юрисдикцию (британское право, простота ведения бизнеса, безопасность капитала и т.д.) ничего не изменить… И денег в казне больше не станет. Ни от этого закона, ни от десятков других.
Дмитрий Лисицкий, основатель Influ2:
Закон 1210 сильно ударил по перспективам украинских стартапов. Похожее законодательство существует и в других странах, но оно таргетирует владельцев крупных бизнесов, прячущих свои активы в офшорных юрисдикциях. Наши законодатели как обычно все перепутали!
В итоге, каждый украинский стартапер теперь должен подавать на себя декларацию в налоговую о своем владении мифическим бизнесом. Вроде бы налоговых последствий это не несет, пока ты не начнешь получать прибыль — мнение юристов в этом вопросе расходится.
Но даже если и так, мы все знаем, как ведет себе налоговая инспекция, когда видит нерентабельно предприятие, так что, дорогие стартаперы, ждите штрафов, можно не сомневаться, что налоговая будет пытаться доить “богатеньких айтишников”.
Даже если нормы закона как-то откорректируют, у меня нет сомнений, что сам факт подачи отчетности о владении иностранной компанией делает технологических предпринимателей уязвимыми в реалиях Украины.
Единственное разумное решение: смена налоговой резидентности. Иными словами, открывая стартап, надо планировать переезд безотлагательно, что впрочем, имеет много преимуществ. Вместе с переездом предприниматель получает доступ к капиталу, интеграцию в экосистему, доступ к рынкам, так что это — финальный аргумент не пытаться строить бизнес из Украины.
Мы похожие вещи наблюдали в России: все повалили кто куда — от Кипра до Кремниевой долины, и все это произошло супербыстро, не надо строить иллюзий, мол, «поворчат и угомоняться», вы плохо знаете предпринимателей.
Альтернативное мнение: не все так ужасно
Вокруг “закона 1210” — много зрады, но если идти в Европу, нужно учиться платить налоги, считает финансовый консультант, партнер iPlan.ua Любомир Остапив. По его мнению, в законе есть здравое зерно:
«Когда я открывал первую американскую компанию для IT-бизнеса в 2013 году, узнал про FBAR. Упрощенно: $10 000 штрафа, если вы не подали отдельный отчет об иностранном счете американского резидента. И, кстати, американская налоговая IRS имеет право списать деньги с банковского счета, если ей должны. Уверен, что собственники КИК разберутся, как подавать отчеты и платить 19,5% с прибыли. Конечно, могут быть эксцессы с ГФС и это — наибольший фактор риска. Для тех, кто хочет жить в этой стране, актуально “научить” ГФС взаимодействовать с налогоплательщиками в рамках закона».
По мнению основателя юркомпании Rikk Влада Ярового, закон — не такой страшный, как о том пишут: «Даже если ваша компания является КИК, скорее всего для вас не изменится ничего, кроме необходимости уведомлять налоговую и подавать отчеты».
Юрист отмечает, что владельцу бизнеса ничего не грозит, если:
- Общий доход по всем КИК не превышает 2 млн евро. Стартаперы и весь мелкий/средний бизнес «могут выдохнуть», считает юрист.
- Если компания публичная и торгуется на бирже.
- Если между Украиной и страной, где инкорпорирована компания, есть договор об избежании двойного налогообложения и:
- либо предприниматель платит налог не менее 13% (Болгария, Венгрия, Кипр и Эстония — не подходят);
- часть пассивных доходов компании не больше 50%.
«На последнем пункте сможет расслабиться и крупный бизнес, который ведет активную деятельность. Единственная ложка дегтя: у компании должны быть реальные возможности выполнять все операции (персонал, капитал, офис). Так что, определенный substance придется создавать», — отмечает юрист.