В колонке для AIN.UA Елена Мажуга, старший инвестиционный аналитик венчурного фонда Genesis Investments, рассказала, с какими стереотипами приходится сталкиваться основателям стартапов в Восточной Европе и как успешные предприниматели из года в год доказывают, что в венчурных инвестициях и технологических компаниях нет места стереотипам.
Ежедневная работа со стартапами из Украины, Беларуси, Литвы и Латвии и показывает, что индустрия стартапов в Восточной Европе ежегодно пополняется успешными примерами проектов основателей разного пола, возраста и сферы деятельности. Случается все меньше ситуаций, в которых проявляются два самых популярных стереотипа об основателях в венчурном бизнесе и стартапах.
Стереотип №1: бизнес — это мужская территория
Так сложилось, что лидеры мнений в бизнесе и успешные предприниматели — это часто мужчины. Стоит посмотреть на список спикеров любой бизнес-конференции или на рейтинг самых богатых предпринимателей и сразу становится заметно, что мужчин среди них гораздо больше, чем женщин. Но это не значит, что женщины не могут быть такими же успешными — в сфере технологических компаний неравенство постепенно сглаживается.
Появляется все больше стартапов с женщинами в числе основателей. Центр исследований Kauffman Fellows (KFRC) проанализировал данные из 90 000 стартапов и представил наглядный график с постепенным уменьшением гендерного неравенства учредителей. Процент компаний с женщинами-основателями вырос с 4% в 2001 году до 21.6% в 2018 году:
В 2019 году Crunchbase, глобальная база данных о компаниях и стартапах, показала интересную статистику. Среди проектов с женщинами в числе основателей увеличивается число успешных. С 2013 по 2019 год таких компаний с ежегодной оценкой свыше миллиарда долларов стало в 4 раза больше:
Доля венчурных сделок со стартапами, основанными смешанными командами, количественно и качественно растет. По статистике, собранной DocSend в 2019 году, таким командам удается привлечь на 10% больше инвестиций, чем командам, которые состоят только из мужчин или женщин.
Из 6 портфельных компаний Genesis Investments, получивших инвестиции в 2019-2020 годах, 2 стартапа основаны смешанными командами: школа программирования Mate Academy, которая в общем получила 580 000 $ в 2019, и приложение для обработки видео VOCHI, получившее $1,5 млн в 2020.
Это позитивная тенденция, которая улучшает качество принятия бизнес-решений: когда основатели совмещают разные взгляды на ситуацию, они в результате принимают более взвешенное решение и избегают ошибочных суждений. Если найден новый подход к решению проблемы и есть качественный продукт, не важно, кто его создал — специалисты венчурной сферы не будут оценивать бизнес по полу основателей.
Стереотип №2: Молодые предприниматели не имеют достаточно опыта для основания успешного стартапа
В венчурном бизнесе у основателей младше 30 лет есть шансы столкнуться с дискриминацией, которая связана с возрастом и количеством лет опыта. Самые молодые предприниматели рассказывают, что часто люди на 10-15 лет старше их, даже слушать не хотят про их бизнес, так как считают, что человек в 20-25 лет не может построить успешный стартап.
Но опыт не всегда определяется возрастом, а талантливая команда, размер рынка и конкурентность продукта пропорциональны успеху всегда. Двоим из создателей всемирно известного белорусского селфи-приложения MSQRD, которое купил Facebook, было по 23 года, как и самому молодому основателю одной из компаний в портфеле Genesis Investments. Также 23 и 24 года было Стасу Матвиенко и Анне Полищук — основателям стартапа Allset, который недавно привлек $8,25 млн.
С обратной стороны венчурного процесса тоже встречаются интересные примеры. Первое звено инвестиционного процесса венчурного фонда — это разговор с инвестиционным аналитиком. Иногда люди удивляются, когда вместо представительных мужчин общаются сначала с 22-х летней девушкой.
Реальные факторы, определяющие успех стартапа
Венчурный бизнес — это не про гендер и возраст, это про характер, упорство и бизнес-мышление. Этот принцип справедлив во всех странах Восточной Европы, что подтверждается сделками и успешными проектами.
Если слушать успешных основателей и лидеров мнений мужского и женского пола, младше 25 или старше 50 лет, можно обнаружить, что они учат подобным вещам и не использовали никаких специфических методов построения бизнеса.
Истории основателей похожи: человек интересовался своей сферой, любил изучать что-то новое, пробовал делать что-то свое, видел цель, не останавливался перед неудачами, упорно работал и основал свой бизнес. Статистика по инвестиционным сделкам подтверждает: именно упорство и тяжелый труд, а не пол, возраст или формальный опыт основателей, определяет будущий успех стартапа.
Автор: Елена Мажуга, Senior Investment Specialist компании Genesis Investments