CEO и со-основатель Sigma Software Валерий Красовский рассказал, как инициативы «Дія Сіті», по его мнению, коррелируются сегодня с реалиями IТ-бизнеса Украины. (О том, что такое DIIA City мы рассказывали ранее, прочесть можно здесь).


Появление Министерства цифровой трансформации (Минцифры), в целом, конечно же, классная инициатива: здорово, что правительство заинтересовано в диджитализации государственных услуг, помощи бизнесу и обществу в цифровой трансформации. Это в точности совпадает с желанием Президента сделать «государство в смартфоне». Мы уже не раз с гордостью демонстрировали приложение Дія западным партнерам, которые восторгались, когда видели, что все документы могут быть в телефоне, включая права и техпаспорта на автомобили. Пока такого нет нигде в мире. 

Приложение «Дія» — это доступ для любого гражданина Украины к государственным сервисам через удобный интерфейс, что попутно убирает коррупцию, очереди и другие неудобства.

Идея проекта «Дія Сіті» — создание свободной экономической зоны с упрощенными правилами ведения бизнеса и специальными налоговыми условиями. Насколько мне известно, «Дія Сіті» делается не только для IТ-бизнеса, как мы часто слышим об этом сейчас, IТ-бизнес – это фактически пилотный проект по задумке авторов.

К сожалению, изначально, IТ-бизнес не участвовал в проработке концепта. Честно говоря, не совсем понятно и довольно странно, что на сайте «Дія Сіті» в рабочей группе нет ни одной профильной ассоциации, которая занимается развитием экосистемы и пиаром Украины за рубежом последние 20 лет.

Я говорю об IT-Ukraine, IТ комитете Европейской Бизнес Ассоциации (EBA), Американской Торговой Палате. Кажется очевидным, что если «Дія Сіті» ставит цель увеличить количество рабочих мест в IТ в два раза и довести их до 450 000 и – выручку до $11 млрд, то это необходимо обсуждать с теми, кто уже вырастил IТ до текущих 150 000-200 000 рабочих мест и $5 млрд экспорта.

К счастью, ситуация сейчас изменилась, и ассоциации входят в рабочие группы по доработке законопроекта вместе с Министерством цифровой трансформации.

«Дія Сіті» и образование

Это уже не первый опыт работы над государственными инициативами. Больше 10 лет IТ-компании активно поддерживают и инвестируют и в IТ-образование и в развитие эко-системы украинских стартапов, вместе с EBA (European Business Association) и IT-Ukraine участвуют в разработке реформ для украинского бизнеса и, в частности, IТ. Так десять лет назад с Министерством образования и ведущими вузами страны компании проработали стратегический план модернизации IТ-образования и добились увеличения набора в технические вузы, количества часов английского языка и участия IТ-бизнеса в научно-методических комиссиях для формирования учебных планов.

К сожалению, сегодня в концепте “Дія Сіті” самому важному – IТ-образованию уделяется мало внимания, больше – налогам и законодательству. Хотя разговоры о возможной передаче вузов в концессию IТ-компаниям и ведутся, но конкретного плана действий еще нет. Многие компании, включая нашу, очень ответственно относятся к развитию IТ-образования в стране, и это происходило и происходит с нулевой помощью государства. Я говорю об оборудованных современной техникой классах в вузах по всей стране и о помощи студентам в прохождении практики, и о специальных программах обучения с участием экспертов из IТ-компаний, и поддержке инновационных программ развития студентов и преподавателей, и многом другом.

О КзОТ и «Дія Сіті»

В проекте «Дія Сіті» идет речь о создании, фактически, отдельного законодательства.

Намерение хорошее – упрощение ведения бизнеса. В то же время, «Дія Сіті» предлагает ряд инициатив, которые слабо коррелируются с некоторыми реалиями и сложно интегрируются в законодательное поле Украины. 

Когда мы говорим о желании сделать классный пилотный проект, мы немного забываем, что пилотный проект, по сути, уже сделан, и развитие IТ, которое произошло в Украине до текущих $4-5 млрд в год, это уже успех. Одна из составляющих этого успеха – это возможность работать на контрактной основе без использования КзОТ.

Это дает возможность не только снизить налоги, но и получить гибкий механизм работы с человеком, который отвечает мировым реалиям и правилам. Мы говорим о простоте отправки специалиста в командировки, о возможности работать удаленно, работать не на одну компанию, о возможности получать сверхурочные, привязать оплату к иностранной валюте, добавить контрактные условия по неразглашению информации и многом-многом другом. 

Да, эту модель работы часто называют «серой», но сейчас, особенно во время мировой пандемии, она фактически стала полностью «белой», поскольку большинство работает удаленно, что абсолютно не попадает под механизм традиционного взаимодействия «сотрудник-компания». 

То, что мы сейчас предлагаем, работая совместно над законопроектом, это – «заасфальтировать протоптанные дорожки», которые позволили индустрии вырасти и не мешать ей расти дальше. И этим укрепить эффект успешного прототипа, добавить к нему функциональность, которой сейчас не хватает, в частности, устранить целый ряд неудобств работы с украинскими ООО, о которых мы знаем. 

Налог на выведенный капитал

Пресловутый налог на выведенный капитал, за который также борются ребята из «Дія Сіті» – это прекрасное нововведение, которое, на мой взгляд, нашей стране необходимо как воздух, иначе мы найдем себя на обочине экономического развития. Этот налог – не часть «Дія Сіті», хотя, возможно, начнет действовать именно внутри этого проекта.

Самое крутое в нем, что невероятно упрощается администрирование налогов, исключаются риски по проверкам и вообще, все работает предельно просто, а потому встречает довольно сильную резистентность в обществе и тех моделях бизнеса, которые привыкли работать на схемах. 

Как это работает: если капитал не выводится из компании, то он и не облагается налогом. Сейчас, если компания инвестирует в развитие и ведет деятельность, она все равно должна платить налог на прибыль, и существует масса подводных камней, как эта самая прибыль считается.

В случае ННВК, облагается налогом только то, что выводится из бизнеса. Крутишь деньги в бизнесе, инвестируешь, растешь – ничего не платишь. Вывел – заплати налог.

Конечно, есть масса вопросов: какой именно это должен быть налог и, конечно же, он должен быть не выше, чем в тех странах, которые тоже подумывают или вводят его – чтобы было привлекательней вести бизнес у нас, в Украине. 

Об инициативах «Дія Сіті» для резидентов

Хочу коротко пройтись по инициативам для резидентов, которые были опубликованы на сайте:

Уникальные цифровые услуги – здесь речь о государственных сервисах в смартфоне – удобная вещь для всех предпринимателей.  

Возможность применять английское право и Третейский суд – выглядит очень амбициозно, но сложно понять, как это реализовать юридически и зачем это бизнесу. IТ-компании решают свои споры с клиентами в рамках права той страны, которое прописано в контракте и это может быть английское право, американские законы, и даже законы штата, в котором зарегистрирован клиент. То же касается и судов. 

Вероятно, речь идет о защите прав собственности внутри страны, например, корпоративных и авторских прав. Тогда это интересно, но из-за сложности имплементации лучше оставить как следующий шаг развития.

Специальные условия валютного регулирования и упрощенный режим валютных расчетов. Честно говоря, пока не очень понятно, что тут имеется ввиду. НБУ и так имеет дорожную карту, конечной целью которой является снятие всех ограничений на свободное движение капитала. Основная сложность сейчас при ведении деятельности – это возможность платить за рубеж от украинской компании, если будет можно ускорить эти процессы в НБУ в рамках «Дія Сіті» – будет прекрасно.

Наблюдательный совет и профессиональный менеджмент. IТ-бизнес был самостоятельным 20 лет и ему не нужен менеджмент со стороны. Наблюдательный совет, возможно, было бы правильно заменить на борд резидентов для генерации предложений и идей, проведения мероприятий по продвижению IТ-отрасли как внутри страны, так и вне, на работу с IТ-образованием, на поддержку стартап движения. С другой стороны, такие борды уже есть в текущих ассоциациях и они уже прямо сейчас и последние 20 лет решают эти задачи. 

Пока что, в текущем виде – это создание регулирующего органа, который хочет взять на себя много функций государства, принимать такие решения, как, например, кто может быть резидентом “Дія Сіті”, и кто не может. Строя демократическое общество, очень плохая идея создавать дополнительную регуляцию. Это всегда становится кормушкой для чиновников, либо способом неконкурентной борьбы.

Упрощение гос. администрирования и специальный налоговый режим. На мой взгляд, государству необходимо создавать условия для ведения бизнеса в целом, а не придумывать специальный налоговый режим. Такие режимы легко вводятся и так же легко отменяются следующим правительством. 

Сегодня успешно работает контрактная форма сотрудничества. Ее часто считают «серой зоной», так как эти отношения можно переквалифицировать в трудовые. Именно этот вопрос можно было бы раз и навсегда решить с помощью “Дія Сіті”. 

Во всем мире (например, мы это очень хорошо чувствуем по Швеции) растут тренды gig economy: когда и работодатель, и сотрудник хотят иметь больше гибкости во взаимоотношениях, а специалист, или скорее контрактор, хочет больше гибкости в том, как он собирается тратить свои деньги, сколько откладывать на пенсию и какие социальные блага получать. Достигается это именно с помощью контрактных взаимоотношений, которые очень успешно себя зарекомендовали в Украине, и, фактически, сделали нашу страну лидером, обогнавшим тренды. 

Мы за то, чтобы оставить контрактную форму взаимоотношений и использовать все ее возможности.

Единое окно – онлайн госсервисы. Здесь мы только «за» упрощение работы с государственными сервисами. Готовы предоставить свою экспертизу в построении подобных систем и самого приложения. Также готовы работать с АРІ-government, ожидаем, когда Министерство сможет предоставить эту информацию. 

Офис обслуживания резидентов при госслужбе и налоговой службе Украины. Опять таки, дополнительные органы рядом с уже существующими, и я не вижу в этом смысла для бизнеса. Сегодня, если есть споры с налоговой или с таможней, компания делает обращение через соответствующую ассоциацию, которая наблюдает, чтобы все было в правовом поле и помогает эти процессы улучшить.

Современное образование. Повторюсь и еще раз акцентирую внимание на том, что это один из важнейших вопросов, по которому в проекте пока не сказано ничего, хотя мы знаем, что команда этим занимается. У всех компаний есть успешный опыт создания корпоративных университетов, мы готовы им делиться и помогать реформировать и развивать образование.

В целом, если подумать о том, а что же сегодня нужно для продолжения роста IТ-бизнеса и перехода к его экспоненциальному росту, о котором также говорится в целях “Дія Сіті”, то вырисовывается такая картина:

  1. Развитие IТ-образования. Без этого невозможно будет создать 450 000 рабочих мест и достичь $11,8 роста IТ-отрасли в денежном эквиваленте. До наступления кризиса у нас в стране было примерно 20 000 вакансий постоянно, которые некем было заполнить. Именно это являлось основной преградой для более быстрого роста.
  2. Не пытаться придумать новую форму сотрудничества – будь то КзОТ или какие-то новые идеи, а оставить контрактную форму, которая есть сейчас. Речь не только о низкой налоговой ставке, а о гибкости, которую дает эта модель, а главное, это позволит бизнесу не начинать что-то менять, рискуя при этом текущими контрактами и взаимоотношениями, а продолжить работать на привычной основе. Налоги после кризиса можно поднимать, но понятно, постепенно, чтобы бизнес и люди могли с уверенностью смотреть в будущее, хотя бы на 10-ти летнюю перспективу.
  3. Бороться за налоговое резидентство своих граждан: создавать и закреплять систему налогообложения для компаний и личных налогов, которая будет конкурировать с западной, иначе люди будут уезжать и создавать бизнес не в Украине. Например, в Польше налог на выведенный капитал 9%, значит в Украине нужно делать меньше. Если нет, то Польша становится моментально привлекательнее не только налоговой ставкой, но и социальным обеспечением, более продуманной инфраструктурой, качеством дорог и др. Сейчас наша страна мало в чем может конкурировать со странами, налоговые системы которых наше государство часто ставит нам в пример.   
  4. Реформировать судебную систему Украины и действительно создавать какие-то фантастические условия, которые будут мотивировать предпринимателей инкорпорировать продуктовые компании в Украине. Это сложный и долгий процесс, чтобы заручиться уверенностью инвесторов, и он должен быть подпитан очень серьезными мотивирующими финансами. Например в UK, 25% средств, потраченных на новые инновационные решения, возвращаются компаниям государством. И конечно, возникает желание создать компанию там. Вот такие проекты важно было бы реализовывать Дія Сіті. Создаешь продукт в Украине – государство компенсирует, например, 40% стоимости разработки, тогда инвесторы с бОльшим желанием будут вкладывать в наши компании, а не только к зарегистрированные в Делавере.
  5. Создать условия, которые будут мотивировать специалистов оставаться в стране. Нынешняя налоговая ставка, в том числе, способствует тому, что люди остаются, но при этом у нас отсутвует социальное обеспечение как в других странах. Сегодня многие страны борятся за специалистов и компании. 
  6. Развивать экосистему: вкладывать в образование, в развитие стартапов, продвигать Украину в мире как IТ-хаб.

IТ-индустрия готова помогать реформам и очень хочет, чтобы Украина стала мировым инновационным IТ-хабом. Только давайте правильно двигаться в этом направлении и не сломаем то, что было построено за последние два десятка лет.

Автор: Валерий Красовский, CEO и со-основатель Sigma Software