Украинский фрилансер, специалист в области motion design Андрей Приймаченко запустил видео-проект Chornobyl Files. Он находит бумажные документы в архивах и визуализирует их (а иногда и озвучивает). На сегодня Приймаченко опубликовал 6 видео, которые уже собрали около 3 млн просмотров.

Как возникла идея

Темой аварии на ЧАЭС Приймаченко заинтересовался давно, а первое видео сделал в 2013-м году. То самое, которое (или его на удивление точная копия, даже с той же самой ошибкой) появилось в сериале “Чернобыль” от HBO.

Этот ролик Приймаченко создал на основе расшифровки аудиозаписи исторических телефонных переговоров. Он продолжал изучать тему аварии на ЧАЭС, а когда Украину “закрыли” на карантин, перешел к реализации.

“Накопился большой пласт информации, книг, документов. На карантине появилось чуть больше свободного времени, и я решил средствами моушн-дизайна рассказать историю аварии на ЧАЭС”, – рассказал Андрей в комментарии AIN.UA.

Например, пытаясь выяснить, когда и как мир узнал об аварии (ведь СССР пытались всячески скрыть ее), Андрей наткнулся на архивный отчет Шведского института радиационной защиты, где подробно описано, что 28 апреля впервые за пределами СССР были зафиксированы повышенные уровни радиационного загрязнения – и все указывало на аварию на одной из АЭС СССР.

На основе данного отчета, Андрей сделал такую визуализацию:

Видео было опубликовано 20 июня и собрало 4000 просмотров за 4 дня.

Как происходит работа: этап 1 – архивы

Прежде всего режиссер изучает архивные документы. Западные архивы и институты предоставляют их как в публичном доступе, так и за деньги. Пока Андрей использует те, которые может получить бесплатно.

“Если тебя интересует какая-то информация, тебе предоставят четкий ответ: есть ли у них эти записи, и если да, то сколько будет стоить их получить, – рассказывает он.

Есть записи, которые я бы очень хотел использовать, но пока не готов инвестировать в это средства. В конце концов, документов в публичном доступе пока хватает”.

Цены могут быть очень разными. Режиссер предполагает, что они зависят от того, насколько документ редкий или старый. Например, копия архивной записи за 1986 год на радио в Швеции стоит 300 евро.

С украинскими архивами сложнее. Сейчас в Украине проводится колоссальная работа по оцифровке и публикации документов времен СССР со свободным доступом и простым поиском.

Приказ КГБ о засекречивании информации об аварии на ЧАЭС

Как отмечает Приймаченко, отечественные архивариусы уже добились заметных успехов: если кого-то интересует, например, УПА, то, не выходя из дома, можно прочитать переписку Романа Шухевича. Можно посмотреть документы о том, каким образом в Украине устанавливалась советская власть. Но что касается не бумажных документов – аудиозаписи, кинозаписи – с этим много проблем.

“Почти невозможно найти “концы”. Есть, например, бумажный документ о том, что такая-то аудиозапись есть. А где она, кто ее хранит – этого сказать точно не может никто”, – констатирует дизайнер.

Этап 2 – визуализация

Обнаружив интересный документ, режиссер старается представить, какая технология визуализации была доступна в тот период времени.

“Это накладывает определенные ограничения и делает проект очень интересным для меня как дизайнера, ведь в 1980-х компьютеры были, но их возможности были очень ограниченными по сравнению с нынешними, – комментирует Приймаченко.

Поэтому, кроме поисков архивных материалов, время тратится еще на то, чтобы исследовать историю компьютерных и цифровых технологий того времени”.

Например, после того, как 28 апреля шведы на весь мир заявили, что в СССР произошла ядерная катастрофа, США нужно было получить подтверждение. Как раз в тот момент над СССР пролетал спутник Landsat-5, который и сделал первый спутниковый снимок аварии (29 апреля).

Фотографию можно анимировать многими современными способами, но в 80-х, технологии были очень ограниченными. В то время существовала технология удаленной передачи изображений – SSTV, которая конвертировала визуальный сигнал в аудио, таким образом передавала информацию, где, уже на стороне получателя, аудио конвертировалось обратно в изображение.

Видео опубликовано 5 мая 2020 года. Оно собрало 53 000 просмотров за полтора месяца.

Коммерческий проект

К каждому ролику у Андрея – индивидуальный подход. Нет единого шаблона, по которому он визуализирует добытую информацию. С учетом поиска по архивам и исследования технологий того времени, на один ролик уходит примерно две недели работы.

“Самое сложное – найти баланс между художественностью и документальностью. В основе каждого видео есть конкретный архивный документ, и не хочется, чтобы моя художественная визуализация каким-то образом его искривляла или отвлекала от сути”, – говорит Приймаченко.

Уровень радиации в Киеве после аварии на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986)

Проект пока не окупается. На видео включена монетизация через Google AdSense, но это приносит очень незначительный доход – примерно $1 за 10 000 просмотров. Приймаченко расценивает его скорее как моральную поддержку.

Зачем он это делает

У проекта Chornobyl Files две цели. Во-первых, таким образом Приймаченко хочет распространять правдивую информацию об аварии на ЧАЭС, особенно среди молодежи.

“Уже выросло целое поколение на играх о том, что в зоне отчуждения живут мутанты, там какие-то порталы и т.д. Очень хочу, чтобы мы никогда не забывали: Зона отчуждения была чьим-то домом, где рождались, дружили, жили, любили, мечтали. И эту тему не стоит дегуманизировать”, – говорит он.

Вторая цель – показать, что даже при закрытых границах люди не живут в отрыве друг от друга. Все, что происходит в одном месте, отзывается на другой стороне планеты. И сейчас, на фоне пандемии COVID-19, это заметно как никогда.

“Возможно, этот проект немножечко заинтересует людей в аккуратном отношении к нашей планете и мотивирует думать глобально”, – заключил режиссер.

Видео про последние сигналы с четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС. Опубликовано 12 мая 2020 года. Собрало более 350 000 просмотров менее чем за 1,5 месяца.

Суммарно ролики проекта Chornobyl Files уже набрали около 3 млн просмотров. Основная доля – боле 2 млн – приходится на тот самый страшный звонок.