Влад Якупов, основатель компании skillsetter, подготовил AIN.UA колонку, где объяснил, в чем минус обычных онлайн-курсов и чем хороши симуляторы, где новые знания получают через практику, а не теорию.
За 10 лет инвестиции в EdTech выросли в 14 раз. TechCrunch считают, что EdTech станет новым FinTech.
В это же время 75% студентов, которым из-за изоляции пришлось перейти на онлайн-обучение, недовольны его качеством. В интернете есть тысячи онлайн-курсов, но до конца доходят меньше 10% участников.
Готов ли EdTech к такому росту?
Не весь. Лекционные онлайн-курсы не работают и не будут работать.
Что не так с лекционными курсами
Разберемся, как устроено большинство онлайн-курсов. Ученик слушает лекцию 30-60 минут и потом решает тест или 1-2 сложных задания. Этот процесс повторяется несколько раз. В конце — сертификат в Linkedin.
Основная проблема такого подхода — пассивное восприятие. По ходу лекции нет заданий. Ученик пассивно слушает контент, не вовлекаясь в процесс обучения.
В результате ученик запоминает материал поверхностно. Например, на лекции по анализу аудитории эксперт рассказывает о том, как сегментировать аудиторию и какие методы использовать для сбора и анализа информации.
После лекции ученик помнит, что нужно проводить интервью с пользователями и задавать открытые вопросы, но не может подготовить план беседы. Или помнит, что надо сделать портрет пользователя, но не может вспомнить, из чего он состоит.
Когда ученик этот ученик станет джуном в компании, в его обязанности будут входить конкретные практические задачи. Для их решения недостаточно общего понимания происходящего, нужны навыки. А для этого нужна практика.
В классических лекционных курсах есть две проблемы с практикой: когда все задания в виде тестов и когда даются сложные задания без подготовки.
Тестовые задания плохи тем, что они не помогают отрабатывать навыки. Решая тесты, ученик не станет маркетологом или продакт-менеджером. Так работает в любой сфере: если учишься на повара, нужно готовить; если учишься на программиста, то программировать.
Но давать практические задания тоже нужно правильно. Если дать большое задание в конце лекции без подготовки, то ученик запутается. Скорее всего, он ошибется, но уже не сможет что-то исправить. В итоге мотивация ученика проходить курс снизится. Никому не нравится чувствовать себя глупым.
Обучение перешло в онлайн-формат, но ключевая проблема осталась. Есть ученики и говорящая голова. Говорящая голова рассказывает ученикам, как что-то делать. Ученики это пассивно слушают. Университет 2.0.
Лекции воспринимаются легче, но запоминаются хуже. Такой формат не подходит всем направлениям. Было проведено исследование, которое показало, что в рамках предмета определенный формат может лучше работать для студентов. Например, географию лучше изучать по картам, а кино по видео.
Возможно, лучший формат для бизнес-направлений — это симулятор. На это есть четыре причины.
Почему онлайн-симулятор?
Образовательные симуляторы только начали появляться, но уже есть серьезные кандидаты. У каждого свои преимущества.
Уортонская школа Пенсильванского университета предлагает в формате симулятора попробовать студентам развивать стартап, а InsideSherpa предлагает программы виртуальной стажировки в таких компаниях, как Deloitte, BCG и Microsoft. Любой студент может удаленно пройти «виртуальную стажировку» в компании. Студенты будут понимать, что их ждет на настоящей стажировке. Консультанты научатся делать слайды по комментариям партнеров, а инвестиционные банкиры попробую строить финансовые модели по реальным данным.
JavaRush обучает программированию в формате игры. Вместо лекций и вебинаров, в курсе будут уровни и квесты. Вместо рассказа о том, какие бывают переменные и условные операторы, будут задания. Ученик становится активным субъектом в своем же образовательном процессе.
GoPractice создали курс по управлению продуктом на основе аналитики. Все в формате симулятора продуктовой компании. Студент научиться анализировать данные в Amplitude и принимать data-driven решения за два месяца. Такой же курс можно растянуть на год, если использовать лекции и вебинары.
Синтезируем. Четыре преимущества симуляторов.
- Ученики формируют и развивают навыки в короткие сроки;
- Ученики получают представление, как общаться с другими членами команды;
- Ученики активно вовлечены в процесс обучения;
- Ученики обучаются на практике, но без рисков.
Мы в skillsetter тоже делаем симуляторы: по продакт-менеджменту и digital-маркетингу. Продакт-менеджеры учатся запускать продукты от нуля к единице, а digital-маркетологи — продвигать продукты на зарубежные рынки.
Сейчас у нас учится 617 студентов. У них все хорошо: средняя оценка учебной главы 4.7 / 5, а 84% учеников рекомендует продукт друзьям и коллегам.
Проходимость курсов выше среднего по индустрии — от 25 до 42% учеников заканчивают обучение в симуляторах. А недельный Retention тех, кто начал учиться, находится на уровне 75%. Формат симулятор вовлекает лучше, чем классические лекции и вебинары.
Вывод
Мы имеем три вводных:
- Ученики хотят получать профессию за несколько месяцев.
- Компании хотят опыт и конкретные проекты даже от джунов.
- Лекции скучно смотреть.
Идеальная среда для нового продукта. Этот новый продукт — симуляторы.
Автор: Влад Якупов, skillsetter