Влад Якупов, основатель компании skillsetter, подготовил AIN.UA колонку, где объяснил, в чем минус обычных онлайн-курсов и чем хороши симуляторы, где новые знания получают через практику, а не теорию.

Влад Якупов. Фото: прислано автором.

За 10 лет инвестиции в EdTech выросли в 14 раз. TechCrunch считают, что EdTech станет новым FinTech. 

В это же время 75% студентов, которым из-за изоляции пришлось перейти на онлайн-обучение, недовольны его качеством. В интернете есть тысячи онлайн-курсов, но до конца доходят меньше 10% участников. 

Готов ли EdTech к такому росту? 

Не весь. Лекционные онлайн-курсы не работают и не будут работать. 

Что не так с лекционными курсами

Разберемся, как устроено большинство онлайн-курсов. Ученик слушает лекцию 30-60 минут и потом решает тест или 1-2 сложных задания. Этот процесс повторяется несколько раз. В конце — сертификат в Linkedin.

Основная проблема такого подхода — пассивное восприятие. По ходу лекции нет заданий. Ученик пассивно слушает контент, не вовлекаясь в процесс обучения.

В результате ученик запоминает материал поверхностно. Например, на лекции по анализу аудитории эксперт рассказывает о том, как сегментировать аудиторию и какие методы использовать для сбора и анализа информации. 

После лекции ученик помнит, что нужно проводить интервью с пользователями и задавать открытые вопросы, но не может подготовить план беседы. Или помнит, что надо сделать портрет пользователя, но не может вспомнить, из чего он состоит. 

Когда ученик этот ученик станет джуном в компании, в его обязанности будут входить конкретные практические задачи. Для их решения недостаточно общего понимания происходящего, нужны навыки. А для этого нужна практика. 

В классических лекционных курсах есть две проблемы с практикой: когда все задания в виде тестов и когда даются сложные задания без подготовки.

Тестовые задания плохи тем, что они не помогают отрабатывать навыки. Решая тесты, ученик не станет маркетологом или продакт-менеджером. Так работает в любой сфере: если учишься на повара, нужно готовить; если учишься на программиста, то программировать. 

Но давать практические задания тоже нужно правильно. Если дать большое задание в конце лекции без подготовки, то ученик запутается. Скорее всего, он ошибется, но уже не сможет что-то исправить. В итоге мотивация ученика проходить курс снизится. Никому не нравится чувствовать себя глупым. 

Обучение перешло в онлайн-формат, но ключевая проблема осталась. Есть ученики и говорящая голова. Говорящая голова рассказывает ученикам, как что-то делать. Ученики это пассивно слушают. Университет 2.0.

Лекции воспринимаются легче, но запоминаются хуже. Такой формат не подходит всем направлениям. Было проведено исследование, которое показало, что в рамках предмета определенный формат может лучше работать для студентов. Например, географию лучше изучать по картам, а кино по видео.

Возможно, лучший формат для бизнес-направлений — это симулятор. На это есть четыре причины.

Почему онлайн-симулятор?

Образовательные симуляторы только начали появляться, но уже есть серьезные кандидаты. У каждого свои преимущества.

Уортонская школа Пенсильванского университета предлагает в формате симулятора попробовать студентам развивать стартап, а InsideSherpa предлагает программы виртуальной стажировки в таких компаниях, как Deloitte, BCG и Microsoft. Любой студент может удаленно пройти «виртуальную стажировку» в компании. Студенты будут понимать, что их ждет на настоящей стажировке. Консультанты научатся делать слайды по комментариям партнеров, а инвестиционные банкиры попробую строить финансовые модели по реальным данным.

JavaRush обучает программированию в формате игры. Вместо лекций и вебинаров, в курсе будут уровни и квесты. Вместо рассказа о том, какие бывают переменные и условные операторы, будут задания. Ученик становится активным субъектом в своем же образовательном процессе.

GoPractice создали курс по управлению продуктом на основе аналитики. Все в формате симулятора продуктовой компании. Студент научиться анализировать данные в Amplitude и принимать data-driven решения за два месяца. Такой же курс можно растянуть на год, если использовать лекции и вебинары.

Синтезируем. Четыре преимущества симуляторов.

  • Ученики формируют и развивают навыки в короткие сроки; 
  • Ученики получают представление, как общаться с другими членами команды;
  • Ученики активно вовлечены в процесс обучения;
  • Ученики обучаются на практике, но без рисков.

Мы в skillsetter тоже делаем симуляторы: по продакт-менеджменту и digital-маркетингу. Продакт-менеджеры учатся запускать продукты от нуля к единице, а digital-маркетологи — продвигать продукты на зарубежные рынки. 

Сейчас у нас учится 617 студентов. У них все хорошо: средняя оценка учебной главы 4.7 / 5, а 84% учеников рекомендует продукт друзьям и коллегам. 

Проходимость курсов выше среднего по индустрии — от 25 до 42% учеников заканчивают обучение в симуляторах. А недельный Retention тех, кто начал учиться, находится на уровне 75%. Формат симулятор вовлекает лучше, чем классические лекции и вебинары.

Вывод

Мы имеем три вводных:

  • Ученики хотят получать профессию за несколько месяцев.
  • Компании хотят опыт и конкретные проекты даже от джунов.
  • Лекции скучно смотреть.

Идеальная среда для нового продукта. Этот новый продукт — симуляторы.

Автор: Влад Якупов, skillsetter