В Верховной Раде зарегистрировано сразу два законопроекта, которые предлагают облегчить доступ фискальных органов к информации по банковским счетам украинцев.

  • №4101 предлагает открывать налоговой баланс и движение по счетам должников.
  • Составители № 4073 пошли дальше – если законопроект примут, налоговики смогут получить доступ к счетам вообще всех налогоплательщиков просто по запросу – без решения суда.

Редактор AIN.UA попросила юристов прокомментировать новации.

Как это работает сейчас

Как пояснила AIN.UA Татьяна Бережна, советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», действующее законодательство предусматривает, что информация о юридических и физических лицах, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками налоговым органам только в двух случаях:

  • по письменному требованию налоговой раскрывают информацию о наличии банковских счетов;
  • в случаях и в объеме, определенных соглашением FATCA (речь об американском подотчетном счете – то есть счете в украинском банке, который принадлежит американским лицам или неамериканскому субъекту хозяйствования, который контролируется американскими лицами) и другими международными договорами.

Таким образом, сегодня налоговые органы по своему письменному требованию в банк могут получить только информацию о наличии банковских счетов. Больший объем информации они могут получить по решению суда – в случае удовлетворения иска налоговиков о раскрытии банковской тайны.

“Как показывает последняя судебная практика, суды часто отказывают налоговым органам в таких исках, поскольку считают их необоснованными. В частности, Верховный Суд считает, что раскрытие банковской тайны по решению суда возможно, только если налоговики докажут, что они не смогут провести проверку без раскрытия банковской тайны. Следовательно, сегодня доступ налоговиков к банковской информации бизнеса является весьма ограниченным”, – подытоживает Татьяна.

Что предлагают

Законопроекты №4073 и №4101 предлагают упростить жизнь налоговым органам и позволить им получать более подробную информацию о счетах, в частности про операции по ним, без решения суда – а просто в ответ на письменное требование.

При этом, инициативы отличаются по субъектам, по которым раскрывается банковская тайна, и по объему информации, к которой будет предоставляться доступ по письменному требованию налогового органа.

№4101 – инициатива Кабмина

На законопроект обратили внимание журналисты Минфина. Инициатива содержится в пакете налоговых изменений, которые традиционно подаются вместе с проектом бюджета на будущий год. Автор идеи – Кабинет министров во главе с Денисом Шмыгалем.

Законопроект №4101 облегчает доступ к банковской тайне только тех налогоплательщиков, с которых по решению суда взыскивается налоговый долг, акцентирует Татьяна Бережна.

Раскрытию подлежит информация:

  • о движении средств и операциях на счетах должника за конкретный промежуток времени;
  • об остатке средств на банковском счете;
  • по договорам должника о хранении ценностей или предоставлении должнику в аренду индивидуального банковского сейфа, охраняемого банком.

“В пояснительной записке отмечают, что отсутствие у налоговых органов такой информации затрудняет взыскание средств со счетов плательщика в банках в счет погашения налогового долга, поэтому предлагают обязать банки раскрывать банковскую тайну по требованию контролирующего органа”, – поясняет Татьяна.

Авторы законопроекта апеллируют к тому, что без доступа к этой информации налоговики не могут эффективно взыскать долги с плательщиков. В подтверждение своих доводов приводят статистику: «За 2019 год налоговыми органами сформировано и направлено 35369 инкассовых поручений на общую сумму в 5 734,3 млн грн, из которых взыскано 39,2 млн грн (0,7%). За 2020 год налоговыми органами сформировано и направлено 11115 инкассовых поручений на общую сумму в 7 892,4 млн грн, из которых взыскано 134,5 млн грн (1,7%)».

№4073 – инициатива “Слуги народа”

Законопроект №4073 состоит из одной единственной нормы и предлагает упростить доступ к банковской тайне в отношении всех плательщиков.

Автор законопроекта Дарья Володина предлагает по письменному требованию налоговой – без решения суда – получать информацию про:

  • операции по счетам конкретного физлиц, юрлица или ФОП за определенный промежуток времени;
  • контрагентов такого лица;
  • назначение платежей.

Как отмечает Бережна, из формулировки нормы можно сделать вывод, что речь идет обо всех без исключения налогоплательщиках.

“По мнению автора законопроекта, текущая ситуация, которая требует подачи заявления в суд о раскрытии банком информации, содержащей банковскую тайну, тормозит своевременное выявление налогоплательщиков, взыскание с них налогов и штрафов, и своевременную идентификацию операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма”, – говорит юрист.

При этом, Володина отмечает, что риски такого беспрепятственного доступа будут «нивелироваться экономическим эффектом увеличения поступлений в государственную казну».

Почему – сейчас?

Бережная считает, что обе законодательные инициативы вызваны карантином.

“Как известно, налоговые органы приостановили плановые проверки налогоплательщиков, а парламент в начале карантина ввел определенные льготы для плательщиков – это привело к уменьшению поступлений, – говорит юрист.

Такое недополучение бюджетом средств заставляет прибегать к созданию других способов наполнения бюджета – таких как изменение порядка доступа к банковской тайне и получения большего количества информации о налогоплательщиках.

При этом, очевидно, что раскрытие информации является актуальным общемировым трендом, но оно возможно лишь при условии доверия налогоплательщиков к государственным институтам и высокого уровня правовой культуры работников налоговых органов. Вполне вероятно, что упрощение доступа налоговых органов к банковской тайне в Украине может привести к переходу части операций налогоплательщиков в тень”.

В свою очередь Дмитрий Гадомский, управляющий партнер Axon Partners, предлагает вернуться в 2019 год, чтобы понять, что сегодня происходит с банковской тайной.

“В ноябре прошлого года Верховная рада приняла закон о конфискации активов, незаконно нажитых чиновниками. Этим законом Рада изменила регулирование банковской тайны и дала правоохранительным органам право получать информацию от банков без решения суда.

Еще раз, закон касается активов, незаконно нажитых чиновниками, но СБУ и прочие в погонах смогут получать банковскую информацию о любом лице. В перечень счастливых обладателей права не ходить в суд за разрешением ГНС не попала и, видимо, озлобилась.

В свежем сентябрьском законопроекте предлагается дать право ГНС получать информацию о движении по счетам любого человека или компании без решения суда. Глупее этого предложения может быть только обоснование этого предложения.

В пояснительной записке госпожа Володина, обремененная статусом народного депутата и, соответственно, правом законодательной инициативы, сокрушается тем, что получить определение суда о раскрытии банковской тайны – это долго и скучно. Пользуясь случаем я хотел бы сообщить госпоже Володиной, что выборы в Верховную раду это тоже долго. Намного быстрее и удобней было бы депутатов назначать. Обжаловать решения налоговой в суде тоже очень долго, можно, я как адвокат буду отменять решения налоговиков?”

Напомним, эти законопроекты – не единственные новации в области доступа фискалов к счетам украинцев. Недавно мы публиковали материал про другую инициативу, которой налоговой хотят позволить автоматически списывать долги плательщиков с их счетов. Автором данной новации выступило Министерство финансов, которое оценило эффект от реализации законопроекта в 2,7 млрд грн поступлений в бюджет.