В начале октября 2020 года в парламенте зарегистрировали проект закона, который вводит налог в 20% для электронных услуг зарубежных компаний для физлиц (то есть, услуги Google, Facebook, Apple, Netflix и пр.). В то же время, в тексте есть норма об отмене «налога на иностранную рекламу» (мы писали об этом детальнее).
Авторы проекта считают, что такая норма увеличит налоговые поступления в бюджет, приводя в пример ряд стран Европы и РФ, где подобные правила уже действуют.
Однако проект и критикуют, отмечая, что для конечных пользователей это может означать рост цен на услуги таких компаний, на те же 20%. Приводим мнения экспертов интернет-рынка, которые не поддерживают эту идею.
Сергей Петренко, основатель проекта Terminal 42:
Я уже несколько раз комментировал предыдущие устремления по налогообложению иностранных сервисов и как-то неловко повторяться.
Прежде всего, этот процесс — очень небыстрый. Если кому-то кажется, что в лучших традициях украинского бюджетного процесса депутаты соберутся, посидят допоздна, проголосуют и в новом бюджете уже будут эти деньги — нет, так это не работает.
Тем более, что у украинского государства нет никаких рычагов для воздействия на потенциальных налогоплательщиков — подавляющее большинство этих компаний не имеют никакого представительства в Украине, штраф им не выпишешь, с проверкой не придешь.
Чем обернется для физлиц
Украина, конечно, — не первая страна с оригинальной идеей налогообложения онлайн-сервисов — поэтому мы можем не гадать, как оно будет, а посмотреть, как оно есть везде.
Так вот, в 100% стран, где онлайн-сервисы, от хостинга до Netflix, облагаются НДС — будь-то страна ЕС или Россия, — цена сервиса становится равна сумме стоимости сервиса в условно безналоговой стране и сумме нововведенного налога.
Нигде и ни один сервис не стал платить новый налог из собственного дохода, не повышая по итогу цену для конечного покупателя. Так что результат будет однозначен — все население страны, покупая сервисы, хоть рекламу в Instagram, хоть музыку в Spotify, начнет платить за них на 20% больше.
Чем обернется для бизнеса
Бизнес, кстати, тоже начнет платить НДС — но тут ситуация другая.
Если раньше компании, покупающие рекламу в Facebook и Google, платили 20% налога, то теперь этот налог платить не надо и можно будет, заплатив НДС, поставить его себе в кредит.
Я, впрочем, хорошо зная украинский рекламный рынок, почему-то сомневаюсь, что Украина когда-либо получала заметные суммы по этому налогу.
Новшество с НДС подается еще и как забота об украинских сервисах, конкурирующих с иностранными. Мне, правда, сложно представить конкурентов Google и Facebook, поэтому речь, видимо, идет о сервисах стриминга видео вроде MEGOGO. Я думаю, что на фоне фактического повышения цен на услуги западных сервисов на 20% мы увидим аналогичное подорожание услуг отечественных провайдеров — потому что смогут.
Итак, в выигрыше остаются государство и небольшое количество украинского бизнеса? Не только.
Поскольку, повторюсь, Украина — не первая страна с такими идеями, всегда можно посмотреть вокруг и увидеть результаты их внедрения. В виде, например, многочисленных сервисов, предлагающих за несколько процентов комиссии сэкономить на НДС своей страны, заплатив за глобальный сервис как бы из другой.
А учитывая изобретательность наших граждан и бизнесменов, можно ожидать появления услуг «Заплачу за вашу рекламу в Facebook» — ведь для этого нужно только юрлицо в правильной стране и статус агентства на платформе.
Артем Бородатюк, CEO Netpeak Group:
Предположу, что этот закон придумали примерно так:
1. В бюджете — наверняка дыра. Надо наполнить бюджет.
2. Для этого надо что-то сделать. Но зачем делать, чтобы ведение бизнеса было удобнее в Украине и бизнесы начали более активно работать в Украине за счет адекватных и понятных условий, развиваясь и платя больше налогов? Зачем делать, чтобы суды работали? Зачем обновлять безнадежно устаревший КЗоТ?
Давайте просто введем такой налог, чтобы звучало красиво, мол «заставим этих бусурманов в лице Facebook и Netflix платить налоги в Украину, а то они зарабатывают на наших украинцах, но ничего не платят, доколе!».
Поэтому давайте введем налог на электронные продукты! Тем более, что он есть в странах, где это может действительно стимулировать а-ля «импортозамещение», так как рынки — большие (у нас он никакому «импортозамещению» не поможет — не появится «украинский Facebook», «украинский Spotify» или «украинский Steam»).
В общем, задумка бодрая: вроде красиво звучит, что прибылью поделятся зарубежные корпорацию, и вроде такой налог есть в других странах, поэтому — погнали!
3. При этом все прекрасно понимают, что корпорации этот новый налог просто докинут в счет за услуги. Поэтому эти 20% за электронные продукты начнут платить обычные граждане.
По сути просто вводят 20% налога для украинцев, которые хотят пользоваться лучшими продуктами в мире.
Особенно издевательски звучат эти инициативы, когда по сути в Украину и так ряд сервисов выходят еле-еле или не выходят.
Можем вспомнить эпопею с PayPal или мольбы в Linkedin запустить Stripe для украинцев. Возможно, ребята, которые пушат этот закон, не понимают, что Украина — не такой сладкий рынок, чтобы тут все хотели запуститься или развиваться.
Мы, к сожалению, — самая бедная страна в Европе после Молдовы, поэтому тут и так у людей нет денег, и все эти цифровые сервисы не особо горят желанием выходить со своими продуктами. Для большинства этих компаний Украины на рынке не существует, поэтому я не исключаю, что кто-то просто закроет свой продукт для доступа украинцам, лишь бы не заниматься новым напрягом.
Я думаю, что на данный момент эти «цифровые продукты» нужны нашей стране больше, чем наша страна нужна этим продуктам. Верю, что со временем это изменится, но пока что так.
Кстати, слышал, что можно попробовать сделать так, чтобы текущие налоги использовались по назначению. Вот как бы донести этот момент до инноваторов-законодателей?