16 ноября 2020 года компания Arianespace с помощью ракеты Vega должна была доставить на солнечно-синхронные орбиты спутники SEOSAT-Ingenio и TARANIS. Запуск прошел почти идеально, но в конце, из-за нештатной работы разгонного блока, спутники не попали на орбиту, сообщает Лига.net.

Что случилось?

Старт ракеты прошел в 03:52 ночи по киевскому времени с космодрома Куру во Французской Гвиане. Через 8 минут после старта VV17 и после первого зажигания двигателя разгонного блока AVUM оказалось, что ракета отклонилась от траектории. Это привело к потере спутников.

820-килограммовый SEOSAT-Ingenio был спутником агентства ESA для наблюдения за Землей. TARANIS был спутником для наблюдения за электромагнитными, световыми и радиационными явлениями в атмосфере над грозовыми фронтами на высоте от 20 до 100 км.

В июле 2019 года у Vega уже был неудачный пуск: тогда она не смогла вывести на орбиту спутники для ОАЭ. Стоимость запуска ракеты колеблется от 25 млн евро до 22 млн евро, в зависимости от количества пусков в год.

Комментарий «Южмаша»

На разгонном блоке AVUM установлен украинский ракетный двигатель РД-843. Он разрабатывается в КБ «Южное», производится на заводе «Южмаш». Пресс-служба завода уже прокомментировала инцидент:

«Установлено, что кабели, ведущие к механизмам управления тягой на верхней ступени, были перевернуты во время монтажа двигателя на разгонный блок. Проблема с прокладкой кабелей привела к тому, что двигатель переместил форсунку в неправильном направлении в ответ на команды системы наведения ракеты. Это привело к тому, что ракета потеряла управление сразу после включения двигателя четвертой ступени. […]

Блок маршевого двигателя РД-843 производится на «Южмаш» по контракту с компанией AVIO и поставляется заказчику для дальнейшего монтажа на четвертую ступень ракеты-носителя Vega (она же — разгонный блок AVUM). Таким образом, причиной инцидента не являются конструктивные дефекты блока маршевого двигателя или брак при его изготовлении».

В компании Arianespace сообщили о том, что будут анализировать данные телеметрии, чтобы установить причину поломки.