Американская компания Airbnb провела долгожданное IPO. Запущенная в 2008 году, она несколько раз переносила первичное размещение акций. Результаты показывают, что оно того стоило: в первый же день капитализация превысила $100 млрд. Правда, американские СМИ одно за другим пишут о «пузыре»: компания с такими негативными финансовыми результатами в эпоху пандемии не может оцениваться так дорого. Один из основателей компании — Брайан Чески, состояние которого выросло до $11 млрд — от стоимости акций отмахивается: «я не могу контролировать рынок». 

Редакция AIN.UA рассказывает, как прошло IPO Airbnb и почему эксперты заговорили о «пузыре». 

Первичное размещение

IPO Airbnb оказалось невероятно востребованным, как показала подготовка к этому процессу. Компания планировала первоначально привлечь до $1 млрд, а стоимость одной акции оценивали от $44. Рынок пессимистичные настрои Airbnb не разделил: первичную стоимость размещения несколько раз повысили. Сначала до $56-$60 за штуку, потом еще выше, а остановились на $68 за штуку. В итоге компания привлекла более $3 млрд при первичном размещений акций на NASDAQ. 

Оценка составила $47 млрд. Это отличный результат ввиду того, что до недавнего компанию оценивали в $30 млрд, а после наступления кризиса из-за коронавируса — еще ниже: по некоторым данным оценка Airbnb снизилась до $18 млрд.

Впрочем, первый день показал, что $47 млрд — далеко не предел. Капитализация Airbnb росла достаточно быстро, СМИ писали про $60+ млрд, $80+ млрд, а в один момент она превысила $100 млрд. За день стоимость акций компании выросла на 114% в максимуме (позже рост немного откатился). 

В результате, компания, которая едва ли сводила концы с концами весной 2020 года провела одно из крупнейших IPO. 

Почему говорят о «пузыре»

«Идут на имя, а не финансовые показатели», — говорит один из экспертов, которых опросил The New York Times. Эксперты то и дело кивают в сторону американского приложения Robinhood, которое выпустило на рынок десятки тысяч инвесторов-аматоров, инвестирующих небольшие суммы, но из-за их количества это сильно влияет на рынок. То же самое говорили о причинах роста цен на акции Tesla. 

REUTERS/Carlo Allegri

А финансовые показатели у Airbnb действительно не блестящие. Компания не показала ни одного прибыльного года с момента основания (были только прибыльные кварталы), ее убытки составляют сотни миллионов долларов ежегодно. Например, за девять месяцев 2020 года компания потеряла почти $700 млн, убытки в 2019 году — около $675 млн. Компания много вкладывает в разработку и маркетинг. 

Несмотря на это, капитализация Airbnb превысила $100 млрд. Для сравнения, капитализация Booking составляет $85 млрд, Expedia и сеть Marriott с сотнями отелей по всему миру — вместе стоят меньше убыточного Airbnb. 

Кроме того, у инвесторов есть еще несколько опасений по поводу Airbnb. 

  • Компания постоянно сталкивается с запретами или ограничениями на работу в разных городах. 
  • Странная оценка рынка. По мнению Airbnb, она составляет $3,4 трлн, хотя весь рынок туризма — это $2,9 трлн. Но в компании считают, что могут смело добавлять к своим возможностям и рынок аренды: как долгосрочной, так и короткосрочной. 

В конце концов — в мире бушует коронавирус. Первые полгода 2020 года команда Airbnb только и занималась тем, что возвращала средства путешественникам, переписывала правила приема гостей, отменяла и переносила бронирования. Чтобы выжить, Airbnb сократила четверть штата, привлекла $2 млрд в виде займов и сократила объемы маркетинговых расходов. Путешествия остановились, тревел-индустрия в глубоком кризисе, сжавшись в несколько раз. И несмотря на то, что крупные фарм-компании много говорят про вакцины, их пока все еще нет в свободном доступе, и не будет еще долго. А значит, сложности для сферы путешествий продолжатся.

Не только о плохом

Несмотря на массу рисков, эксперты говорят и о плюсах компании, которые подталкивают инвесторов вкладываться в Airbnb.

  • Airbnb — огромный маркетплейс для аренды жилья. На сайте собрано около 7,4 млн предложений, около 5,6 млн  — активные. Можно арендовать как комнату в квартире, так и целый остров. Подобного опыта не предоставляет ни одна другая компания, ни один сервис. 
  • У сервиса активная аудитория, которая становится амбассадором бренда. Они много рассказывают об Airbnb, делятся находками красивых квартир и домов, раздают промокоды. Рост лавинообразный: пользователи постоянно приводят новых хостов и гостей, а те новых и так далее.
  • Все это привело к тому, что как и Google, слово Airbnb постепенно входит в обиход. 
  • Пользователи любят Airbnb, сервис позволяет им получить не только ночлег, но и опыт: общение с локальными хостами, различные активности, доступные на платформе (экскурсии, поездки, мастер-классы) и тд. Зачастую отели, особенно сетевые, предоставить этого не могут.
  • Все перечисленное выше имеет экономический эффект: 91% трафика, который получает Airbnb — органический: люди напрямую заходят на сайт или в приложение. Правда, как говорят эксперты, остальные 9% стоят компании очень дорого из-за конкурентной ниши. 

По мнению аналитиков, в ближайшее время интерес вокруг Airbnb уляжется и стоимость акций компаний опустится. Дальнейший сценарий — как у Uber или Snap: колебаний стоимости на средних значениях и постепенный рост в перспективе пары лет.