25 февраля австралийский парламент принял “Кодекс ведения переговоров со СМИ и цифровыми платформами”, который обязывает Google и Facebook платить за новостной контент, публикуемый местными СМИ на платформах корпораций. Законопроект в том виде, в котором за него проголосовало правительство, был существенно смягчен после радикальных мер предпринятых Facebook.
AIN.UA разобрался, что происходит и получилось ли у австралийского правительства восстановить справедливость на медиарынке.
С чего все началось
Идея создания кодекса, регулирующего медиарынок, возникла у правительства Австралии около трех лет назад. В ее основе – убеждение, что такие технологические гиганты, как Google и Facebook обладают слишком большой рыночной властью, и это крайне негативно сказывается на прибыли местных СМИ.
После длительных общественных обсуждений, в апреле 2020 года власти приступили к воплощению задуманного. Они обратились к Австралийской комиссии по конкуренции и защите прав потребителей с просьбой разработать документ, который бы ликвидировал этот дисбаланс.
Восстановить справедливость в пользу австралийских издателей было решено смелым образом – Google и Facebook должны оплачивать новостные материалы на своих платформах и раскрывать алгоритмы их работы. В декабре правительство внесло законопроект на рассмотрение парламента.
“Кодекс гарантирует, что медиакомпании получат справедливое вознаграждение за контент, который они генерируют, помогая поддерживать общественный интерес к журналистике Австрали”, – сказано в заявлении членов правительства.
Суть законопроекта
- Его юридическая сила распространяется на Facebook NewsFeed и Google Search. В будущем в документ могут быть добавлены и другие цифровые платформы, если правительство решит, что они ущемляют местные СМИ.
- Google и Facebook платит медиакомпаниям за их материалы, предварительно договариваясь с ними о суммах.
- В случае, если такие переговоры провалятся, цену будет определять государственный арбитр.
- Платформы обязаны уведомлять компании об изменениях своих алгоритмов за 14 дней.
А что Google и Facebook
Реакция цифровых гигантов не заставила себя ждать. Google пригрозила отключить свою поисковую систему в Австралии, но предложила альтернативу – размещать и оплачивать контент местных СМИ на Google News Showcase. Facebook пообещала “убрать Австралию из друзей”, а 17 февраля выполнила обещание – заблокировала весь новостной контент местных медиа и государственных органов. Трафик у изданий упал до 30%.
Правительству Австралии такой ход событий не понравился и после недельной “ссоры” стороны сумели договориться. Власти предложили внести в кодекс четыре поправки, которые будут регулировать споры, связанные с переговорами между корпорациями и местными медиакомпаниями. Facebook, в свою очередь, вернет возможность изданиям публиковать посты. Среди обновлений также:
- Освобождение корпораций от обязательной платы за контент, если они смогут доказать свой “значительный вклад” в развитие австралийской медиаиндустрии.
- Больше времени на переговоры – дополнительный двухмесячный период для заключения сделок со СМИ до вмешательства государственного арбитра.
По словам главного казначея страны Джоа Фрайденберга, Google также приняла изменения, но, как сообщает Reuters, в компании от комментариев воздержались. Хотя тот факт, что платформа уже подписала трехлетний контракт с News Corporation и другими издателями говорит сам за себя.
Значит, получилось?
Не совсем. Новый закон еще больше усугубил дисбаланс сил на медиарынке Австралии и усилил позиции и без того доминирующих игроков, утверждает издание Crickey.
С одной стороны, принятые поправки грозят индустрии монополией крупных издателей. Такие компании, как News Corporation, Seven West Media и Nine, с которыми уже ведет переговоры Facebook, только от Google могут получить около $110 млн из выделенных корпорацией для частных СМИ $125 млн – и это 90% всей прибыли.
С другой стороны, техногиганты добились своего – кодекс так и не предусматривает нормативных ограничений на процессы сбора данных и какой-либо намек на объяснение непрозрачных алгоритмов работы платформ. Это значит, что Google и Facebook продолжат доминировать и диктовать свои условия.
Почему это важно
Австралия – первое государство в мире, правительство которого сможет устанавливать техногигантам цену за новостной контент медиакомпаний. Этот случай уже стал прецедентом. Примеру Австралии готовы последовать и другие страны – в Европарламенте сообщили, что рассматривают возможность внести поправки в законодательно, обязав Google и Facebook договариваться с местными издателями и информировать их об изменениях алгоритмов. Об этом также подумывают Британия и Канада.