Мирослав Хмарский, партнер юридической компании AVITAR, в колонке для AIN.UA рассказал о юридических нюансах партнерского маркетинга в связи с законом «Про забезпечення функціонування української мови як державної», предусматривающим, что все, кто обслуживает украинских потребителей и предоставляет им информацию о товарах и услугах, должны это делать на украинском языке.

Мирослав Хмарский. Фото — автора.

Так как вопрос «арбитражного» трафика довольно неоднозначный, как и зоны ответственности в нем, прошу рассматривать эту статью как «рассуждения на тему…», после которой, каждый сможет сделать свои выводы. 

Когда Статья 30 Закона «Про забезпечення функціонування української мови як державної» вступила в силу, многие участники бизнеса в интернете стали задавать нам вопросы по применению этой статьи (о сфере обслуживания) именно в онлайн-бизнесе. 

Именно поэтому вопрос «Что делать арбитражникам в связи с Законом?» вызвал еще один всплеск обсуждений и споров, теперь уже – в узком кругу специалистов в сфере партнерского маркетинга.

Для того, чтобы более четко ответить на вопрос «Что делать в отношении языка?», мы решили в целом «посмотреть» на партнерский маркетинг с юридической точки зрения и отметить ключевые точки деятельности арбитражника, в которых он пересекается с законом, а также юридическими правилами, стандартами и нормами, действующие в интернете.

Что такое арбитраж трафика?

Арбитраж трафика – это привлечение покупателей средствами интернет-маркетинга за процент от продаж. 

На поле арбитражного трафика есть, как минимум, три игрока:

1.   Платформа (Партнерская сеть).

Платформа обеспечивает саму сделку между теми, кто хочет, чтобы его товары/услуги продавались («Рекламодатель») и теми, кто размещает рекламу этих товаров за вознаграждение («Веб-мастер» или «Арбитражник»).

Это — «место», где они встречаются, выбирают друг друга и договариваются об условиях.

Партнерские сети — создают инструменты, облегчающие общение между обеими сторонами, и обеспечивают необходимую поддержку. Через сети партнерские организации имеют доступ к нескольким программам в едином интерфейсе, и им не нужно обращаться к каждой компании отдельно, в то время как рекламодатели могут облегчить общение с арбитражниками.

2.     Рекламодатель. 

Это компания, которой нужны покупатели товаров или услуг. Рекламодатель не вкладывает свои средства в продвижение, он платит за каждого привлеченного покупателя по факту. Есть рекламодатели, для которых важен только привлеченный покупатель, и их не заботят инструменты, которые использовал арбитражник.

Но есть и те, которые заявляют об условиях или ограничениях, в рамках которых может действовать арбитражник. Например, не указывать имя бренда или конечную стоимость товара, не использовать какой-то из каналов продвижения и т.д.

3.     Арбитражник (Веб-мастер, специалист по партнерскому маркетингу). 

Это специалист, который за свой счет и по своему усмотрению настраивает кампанию по привлечению покупателей для рекламодателя, который в этом заинтересован. Арбитражник получает вознаграждение от компании-рекламодателя за каждого привлеченного покупателя.

Другими словами, арбитражник – это посредник между бизнесом и покупателем. Арбитражник сам разрабатывает, настраивает, анализирует и реализует программу продвижения товара и привлечения пользователей/потребителей.

Арбитражник является своеобразным «партнером» компании, то есть он (с помощью своих средств) «предлагает» купить товар или воспользоваться услугами компании, и, в случае успеха, получает вознаграждение.

Какие инструменты использует арбитражник?

В зависимости от бизнеса, специфики товара, известности бренда, условий собственника и многих других факторов арбитражник разрабатывает оптимальную комплексную кампанию по продвижению, целью которой является покупатель.

Арбитражники в своей работе используют самые разные средства и инструменты: настраивают контекстную или таргетированную рекламу; делают посевы рекламных постов в группах соц сетей, покупают рекламу у блогеров; создают сайты, привлекают на них органический трафик из поиска и направляют на сайты рекламодателей; создают каналы на YouTube, запускают рекламу в push-уведомлениях, создают комплексную воронку продаж (сайт, чат-боты, реклама…) и так далее.

Во многих моментах работа арбитражника схожа с работой интернет-маркетолога. Арбитражник использует весь комплекс маркетинговых средств и инструментов, которые для него являются источниками трафика.

Какие юридические нюансы должен учитывать арбитражник в своей деятельности?

Регулирование

  • Арбитраж трафика – это отрасль, которая обычно находится в зоне регулирования сразу нескольких юрисдикций и контролируется разными органами.
  • Кроме этого, правила партнерского маркетинга могут различаться для разных ниш и включать разные юридических нюансы.
  • Поскольку рекламодатель несет ответственность за все претензии, предъявляемые к его продукту, он тоже внимательно следят за деятельностью своих партнеров. Рекламодатели, в свою очередь, регулируются местными организациями по контролю за торговлей.
  • Партнерские сети также регулируются торговыми организациями. Регистрируясь в партнерской сети, участники процесса соглашаются соблюдать ее конкретные условия, которые часто касаются качества веб-ресурса и трафика. Одним из главных «особых требований» к трафику является  геолокация аудитории (этот месседж пригодится нам, когда будем говорить о языке!)
  • И, наконец, арбитражник не может не учитывать законодательство как своей страны, так и стран пользователей, которые нажимают на партнерские ссылки, в отношении маркетинга, рекламы, налогов, приватности и т.д.

Условия от рекламодателя

Чтобы получить одобрение и иметь возможность проводить свою кампанию в течение длительного времени, крайне важно ознакомиться с условиями предложения рекламодателя, например:

  • Требования к партнеру (посещаемость сайта, контент и т. д.)
  • Cтруктура оплаты (модель, комиссия, порог, дата платежа, методы и т. д.)
  • Ответственность в случае возникновения юридических вопросов…

Рекламодатели обычно требуют, чтобы партнер (арбитражник) владел веб-ресурсом с определенным объемом трафика. Также важно, чтобы партнерский веб-сайт занимал ту же нишу, что и продукты рекламодателя.

Убедитесь, что вы понимаете структуру оплаты, такую ​​как модель CPA или CPC, партнерская комиссия, минимальная сумма для вывода, доступные способы оплаты и тд.

Наконец, проверьте ограничения ответственности, которые показывают, должен ли рекламодатель возместить вам расходы в случае, если потребитель подает иск и что произойдет, если вы не соблюдаете правила программы и т. д. Неспособность соблюдать правила может привести к блокировке вашей учетной записи и отмене комиссионных. 

Приватность

Размещение политики приватности на вашем веб-ресурсе не только создает доверие между пользователями и компанией, но и требуется по закону правительствами и организациями по всему миру (Директива ЕС, GDPR, CalOPPA, PIPEDA, Закон о приватности  Австралии и др.)

Учитывая вездесущность интернета, высока вероятность того, что ваши пользователи являются (для вас) иностранными гражданами, соответственно, по отношению к ним, вы обязаны соблюдать законы их страны.

Что должна включать политика приватности?

Вы должны раскрывать, какие персональные данные вы собираете, —  имена, номера телефонов, адреса электронной почты, геолокация, IP-адреса, платежные реквизиты и т. д. Кроме того, не забудьте указать цель сбора данных, способ их сбора и любые службы, с которыми вы делитесь данными.

Наконец, расскажите пользователям, как они могут просматривать и изменять предоставленную ими информацию, и как вы сообщаете им о любых изменениях в Политике.

Авторское право

Для арбитражника очень важно использовать только тот контент, на который у него есть права. Это правило касается текстов, изображений, музыки, видео и т. д. Кроме того, не забудьте использовать торговую марку рекламодателя только в соответствии с его требованиями. 

Налоги

Партнерский маркетинг подразумевает направление пользователей к рекламодателю, а не продажу товаров, что создает уникальную налоговую ситуацию. В этом отношении нет единого применимого правила, поскольку законы различаются в зависимости от страны.

Украинский язык

Язык используется практически в каждом инструменте арбитражника, выполняя при этом разные функции. В одних случаях это язык рекламы, в других – это язык интерфейса, в третьих – язык обслуживания и т.д.

Если система продвижения ориентирована на украинского пользователя, то все инструменты и средства (от призыва на кнопке до текста объявления в контекстной рекламе или в пуш-уведомлении) должны быть на украинском языке.

Если кампания по продвижению направлена на аудиторию, которая ранее считалась просто «русскоязычной», т.е. на Украину, Россию, Беларусь и иногда другие постсоветские страны, то теперь арбитражник должен оценить риски и стоимость «выделения» украинского сегмента и разработки отдельной кампании, ориентированной только на украинцев.

Могут возникнуть вопросы о том, что украинские пользователи отказались от покупки (соответственно, не стали покупателями) по причине использования другого языка (не украинского). Зачастую, ответственность (и убытки) за «потерю» этих покупателей лежит на арбитражнике. Следовательно, арбитражник в первую очередь заинтересован в том, чтобы не терять покупателей из-за языка.

Ответственность за кампанию по продвижению с целью привлечения трафика, за выбор средств и инструментов в рамках условий договоренности с Рекламодателем лежит на арбитражнике. Если Рекламодатель продает свои товары и услуги украинскому потребителю, он (по-хорошему) должен обозначить использование украинского языка как условие для арбитражника.

Итак

Толковать закон о языке в отношении деятельности в интернете — сложно по нескольким причинам. 

Само понятие онлайн-деятельности очень обширно и включает в себя социальные, технические и маркетинговые инструменты и механизмы. На каждом участке деятельности онлайн язык выполняет свою функцию. Закон описывает деятельность в интернете «среди прочего», не углубляясь в детали. Однако, каждый игрок рынка должен быть готов к тому, что именно детали, в итоге, будут иметь принципиальное значение для контроля соблюдения Закона о языке.

Впрочем, это можно сказать и о других законах, касающихся деятельности в интернете.

Хотя поначалу партнерский маркетинг может показаться рискованным и в то же время, «не очень строго контролируемым» бизнесом, многие арбитражники по всему миру уже доказали, что при правильном подходе это надежный интересный и прибыльный бизнес.

Главное – вести свой бизнес осознанно и в соответствии с применимыми законами будучи up-to-date отраслевых и нормативных изменений.

Автор: Мирослав Хмарский, партнер юридической компании AVITAR