10 марта американская игровая платформа Roblox вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу и в первый же день торгов была оценена в $45 млрд. Еще чуть более года назад ее оценка не превышала отметки в $4 млрд. За этот период выручка Roblox выросла на 82%, составив $923,9 млн, а ее пользователи заработали свыше $328 млн.

AIN.UA коротко рассказывает, что за компания Roblox, и как некоторым удается получать реальную прибыль в ее виртуальном мире.


Что такое Roblox

Roblox (от сочетания слов robot и blocks) – это игровая платформа, которая предоставляет пользователям возможность разрабатывать виртуальные миры с помощью встроенных инструментов, зарабатывать в них, а также играть в игры, созданные другими.

Roblox-1
Дэвид Базуки, основатель и генеральный директор Roblox
Фото: Roblox

Компания была основана в 2004 году Дэвидом Башуцки и Эриком Касселем. Запуск платформы состоялся почти через два года – в 2006, когда создатели представили строительную площадку Roblox Studio, с помощью которой разработчики конструируют онлайн-игры.

В 2020 году компания зафиксировала неожиданный и беспрецедентный рост. Количество активных пользователей увеличилось на 85% – до 32,6 млн в день, а число созданных игр – до 20 млн, рассказывает издание Forbes.

Ажиотаж вокруг платформы спровоцировала пандемия. Карантинные ограничительные меры заставили многих детей и подростков – основную аудиторию платформы, уйти в виртуальный мир Roblox, где можно общаться, гулять в парке, посещать различные мероприятия, а также монетизировать свои творения.

Инвестиции и IPO

Стремительный рост сопровождался внушительными инвестициями – в январе 2021 года Roblox привлекла $520 млн в раунде серии H, который возглавили Altimeter Capital и Dragoneer Investment Group. По данным The New York Times, за годы своего существования компания закрыла 9 раундов и получила $871 млн:

  • 2005 год – $560 000
  • 2006 год – $1,1 млн
  • 2008 год – $2,9 млн
  • 2009 год – $2,2 млн
  • 2011 год – $4 млн
  • 2017 год – $25 млн
  • 2018 год – $150 млн
  • 2020 год – $150 млн

Среди крупных инвесторов – Altos Ventures, Index Ventures и Meritech Capital Partners.

Кульминацией для платформы стал ее выход на биржу в марте. В первый же день торгов Roblox была оценена в $45 млрд – это более, чем в 11 раз больше прошлогодней оценки. Акции главы компании Башуцки выросли до $5,5 млрд.

Изначально Roblox планировала стать публичной в декабре 2020 года, но после громких IPO Airbnb и DoorDash, в компании решили отложить листинг. Затем – в январе, но Комиссия по ценным бумагам и биржам попросила Roblox внести изменения в способ расчета своего дохода, пишет The New York Times. 

Как зарабатывают в игровом мире

В виртуальной вселенной все игры бесплатные, но компания продает цифровую валюту под названием Robux – 100 единиц за $1. С ее помощью можно совершенствовать своих персонажей и покупать различные виртуальные товары. 

Roblox-2
Фрагмент игры Jailbreak на платформе Roblox
Изображение: Roblox

Главная особенность платформы состоит в том, что она позволяет разработчикам зарабатывать на своих играх. Создатели виртуальных миров делят прибыль с компанией 50 на 50, получая вознаграждение в виде Robux, которые можно конвертировать в доллары. И речь идет о солидных суммах.

К примеру, 24-летний Алекс Хикс в 2020 году заработал $1 млн. К этому он шел с 14 лет, когда впервые создал свою первую игру. Сейчас у него есть своя студия разработки игр RedManta.

21-летняя Анна Шомейкер заработала на платформе более $500 000 с момента начала пандемии. Часть этих денег она вложила в найм двоих фултайм-сотрудников и десяток фрилансеров, и теперь разработка на Roblox – ее основная работа.

Итак Гавронски на Roblox с 10 лет. Сейчас ему 20, и вместе со своей девушкой Эль Деппе, которой тоже 20, они заработали только за прошлый месяц $49 000 на своей игре Bad Business. Познакомилась пара тоже в игре. Сейчас, бросив колледж, они занимаются разработкой своей игры на фултайме. В этом им помогает один наемный сотрудник и 8 фрилансеров.

Как отмечает CNBC, всего в 2020 году Roblox выплатила лучшим по ее мнению создателям игр $328,7 млн – это почти на 200% больше, чем в 2019. Более 1 250 человек получили свыше $10 000, 300 – более $100 000. И компания не планирует останавливаться – она готова платить еще больше за качественные разработки.