BBC опубликовал материал про такое явление как думскролинг в эпоху COVID-19. AIN.UA выбрал самые интересные тезисы из материала: что это такое, как влияет на жизнь и здоровье и как бороться с думскролингом.
Oxford English Dictionary назвал словом 2020 года “думскролинг”. Этот термин означает бесконечное пролистывание ленты в поисках плохих новостей. Явление само по себе не новое, но в разгар пандемии как никогда актуальное. Большинство из нас, скорее всего, занимается думскролингом, сидя на карантине.
“Я ловлю себя на том, что лежу в постели и бесконечно листаю новости. И я понимаю, что это нездорово, так почему же я продолжаю это делать?”, – рассказала в комментарии BBC Эмили Бернстайн.
Скролинг Twitter и лент новостей для 29-летней Эмили – часть работы. Она – комедийный сценарист из Лос-Анджелеса, и таким образом собирает материал для своих работ. Но в какой-то момент она поняла, что скролит, и скролит, и скролит всю ночь, какими бы плохими не были новости – и это не ради работы. Она просто не может остановиться. Классический пример думскролинга.
Есть ряд причин, по которым мы не можем отказать себе в компульсивном потреблении плохих новостей: ощущение “предупрежен, значит, вооружен”, дизайн социальных медиа, которые бесконечно обновляются, подсовывая нам самые кричащие заголовки, и, конечно, простое человеческое любопытство – как когда видишь автомобильную аварию и просто не можешь туда не смотреть.
По мнению директора Калифорнийского центра исследования психологии СМИ Памэлы Рутледж, думскроллинг – это компульсивная потребность людей получить ответы в условиях страха. Поскольку новый вирус мало изучен, вокруг него существует некий ореол загадочности и опасности. И стремление получить как можно больше информации – это то, что биологически зашито в каждого человека. “К сожалению, журналистика в какой-то мере играет на этой тенденции”, – отмечает Рутледж.
Провокационные заголовки находят больше отклика в читателях, потому что они пробуждают страх и ощущение, что нужно спешить, иначе случится что-то плохое. “Кажется, что если я буду в курсе всех новостей, я смогу лучше защитить себя и свою семью”, – отмечает Бернстайн.
Звучит логично, однако в какой-то момент человек ловит себя на том, что продолжает читать новости уже не ради полезной информации, а по инерции. Например, Бернстайн компульсивно читает новости, а потом еще и комментарии под ними. “Я знаю, что скорей всего там кучка психопатов нападает на других психопатов. Честно, не знаю, почему я это читаю”, – признается она.
Чем опасен думскролинг
По мнению психолога Джейд Ву, бесконечный скролинг плохих новостей очень похож на генерализированное тревожное расстройство (ГТР). Поскольку ГТР часто сопровождается такими проблемами, как мышечное напряжение, усталость и депрессия, Ву считает, что «аналогичные эффекты» могут возникать и у думскроллеров.
“Если вы каждый день бегаете – это отразится на ваших мышцах. Если вы каждый день думскролите – это неизбежно отразится на вашей психике и мозге”, – пояснила она.
Однако мы скролим ленты не только в поисках плохих новостей, но также с подсознательной надеждой на хорошие. И в этом думскролинг напоминает гэмблинг. Мы в ловушке надежды, что на горизонте замаячит что-то хорошее, и потому не можем остановиться, пока это не произойдет. Как игрок, который продолжает крутить и крутить слоты в надежде на выигрыш, хотя скорей всего проиграет. Он в итоге испытывает финансовые последствия, а думскролеры – последствия для своего психологического и физического здоровья.
Как побороть думскролинг
Рутледж предлагает фиксировать время, которое вы проводите, уставившись в смартфон. Это поможет обнаружить проблему с думскролингом если она есть, и встать на путь избавления. Во-первых, установить таймер, чтобы ограничить время в сети. Во-вторых, отключать телефон на ночь перед отходом ко сну.
Бернстайн борется с зависимостью посредством физического дистанцирования. “Я выхожу из интернета, иду на прогулку и понимаю, что мир состоит не только из тролей”, – говорит она.
Еще один способ – заменить думсролинг на джойскролинг. Отписаться от токсичных пользователей и сформировать свою ленту из более позитивного контента. Мы уже знаем, как плохие и хорошие новости влияют на наше настроение – и можем взять это под контроль.