В 2018 году комментатор и один из самых популярных лидеров мнений в сфере киберспорта Виталий «V1lat» Волочай вместе с тремя партнерами запустил киберспортивную студию Maincast. Сегодня украинская компания является одной из ведущих в Европе по изготовлению киберспортивного контента и трансляций турниров. С момента основания Maincast выросла более чем в два раза по количеству сотрудников, провела более 50 крупных трансляций, которые посмотрели десятки миллионов человек, и стала лидирующей площадкой по ряду дисциплин.

В интервью AIN.UA Виталий рассказывает, как сегодня развивается компания, сколько стоит покупка прав на трансляции и насколько они окупаются, а также что изменилось в сфере киберспорта из-за пандемии.

Виталий Волочай. Фото здесь и далее предоставлены спикером

Насколько Maincast выросла с момента последнего интервью? В проектах, деньгах, людях.

За эти два года мы стали обладателями 75% премиального контента, открыли две дополнительные студии – аналитики и комментирования. Сейчас идет работа над еще двумя, включая студию дополненной реальности. 

Мы также наращиваем человеческий ресурс. Команда на старте состояла из 35 человек, сейчас нас уже 80. Мы постоянно расширяем административный и бродкаст-штат, а также в поиске комментаторов и аналитиков, разработчиков, которые работают с технологиями AR, Unreal Engine и других.

Наш оборот по отношению к 2019 году вырос в два раза несмотря на сложные условия во время пандемии. Уже под конец этого года планируем выйти на самоокупаемость. 

В 2020 году мы запустили новые дисциплины, в том числе традиционный спорт. У нас есть необходимое оборудование, студии и специалисты, которые могут комментировать широкий спектр спортивных дисциплин. Заключили стратегическое партнерство с медиасервисом MEGOGO – на платформе появился премиум контент по киберспорту и эксклюзивные шоу. Вы могли видеть трансляцию из нашей студии на MEGOGO боев Василия Ломаченко и Александра Усика, а также NBA. Скоро ожидается большой анонс: Maincast станет студийной площадкой для матчей еврокубков UEFA Champions League на канале Воля Футбол. 

Мы видим для себя два вектора развития: выход на новую аудиторию и увеличение brand awareness и с другой стороны выход на B2C-аудиторию, как технический подрядчик, который имеет возможность организовывать трансляции топовых спортивных ивентов. В 2021 мы видим перспективу дальнейшего развития в этом направлении. 

Как пандемия повлияла на ваш бизнес?

Мы практически полностью перешли на удаленную работу, не считая эфирной команды, так как трансляции не прекращались. Конечно, внутри компании были случаи заражения Covid-19, поэтому мы улучшали технологические процессы, чтобы у большинства была возможность работать удаленно. 

Глобально все переживания, что рекламный рынок из-за пандемии значительно сократится, оказались напрасными. Киберспорт был единственным функционирующим видом спорта, и мы не то, чтобы пострадали от пандемии, а даже наоборот, получили дополнительные возможности и рекламодателей. 

Несмотря на отмены офлайн-турниров, рынок быстро адаптировался и перешел полностью в онлайн. Мы провели много переговоров с организаторами турниров и благодаря гибкости сегмента потеряли только 10% контента, что по сравнению с традиционным спортом – минимальные потери. 

Какие знаковые проекты реализовали и с какими результатами?

Каналы Maincast отработали 11 339 часов эфиров за 2020 год и более 50 турниров в разных дисциплинах. По количеству освещенных ивентов tier-1 и tier-2 по дисциплинам CS:GO и Dota 2 по классификации Liquipedia, наша студия осветила наибольшее количество, а наши каналы на Twitch занимают лидирующие позиции. За прошлый год самым просматриваемым русскоязычным каналом, освещающим киберспортивные ивенты, стал канал Maincast по CS:GO.

Выделю единственный мейджор прошлого года по Dota 2 – DreamLeague S13, который прошел в Лейпциге, и еще даже со зрителями. За трансляцией наблюдали 21,8 млн зрителей, из них 5,4 млн уникальных. 

Мы также организовывали трансляцию ESL One Los Angeles 2020, в рамках которой поставили исторический рекорд по просмотрам онлайн турниров по Dota2  — свыше 27 млн зрителей. 

Среди крупных мероприятий по дисциплине CS:GO, которые освещались Maincast, можно выделить ESL Pro League, на котором был поставлен рекорд по просмотрам среди онлайн-турниров по CS:GO  — 32 млн, а также IEM XIV World Championship, который на пике смотрело более 1 млн человек. 

Именно на матче гранд-финала между NAVI и G2 наш канал показал лучшие результаты по пиковым просмотрам среди всех русскоязычных трансляций в СНГ — 386 000 единовременных зрителей, что также стало вторым результатом в мире в категории CS:GO

Сколько вложили в покупку прав на трансляции и насколько окупились вложения?

За последние два года на покупку прав русскоязычной трансляции была потрачена семизначная сумма в условных единицах. 

Самой крупной сделкой была покупка прав на трансляцию турниров ESL и Dreamhack до 2023 года. По условиям контракта, мы не можем разглашать цифры (по данным AIN.UA, сумма сделки составила $10+ млн, однако в компании отказались прокомментировать эту цифру – ред.).

Сумма максимальная за историю прав в киберспорте, но она все еще существенно меньше, чем стоимость покупки прав, к примеру, на трансляцию Лиги Чемпионов на территории Украины. 

Мы также имеем права на трансляцию на ряд других турниров. В среднем стоимость покупки медиаправ на один турнир варьируется от $50 000 и до $300 000. 

Если брать конкретно затраты на права, то уже на текущий момент они окупаются. Но в нашем бизнесе, помимо прав, есть и другие затраты: мы создаем огромное количество контента, инвестируем в расширение инфраструктуры, улучшение софта и внутриигровых решений.

Перечислите крупных рекламодателей, с которыми сотрудничали. Какие там были бюджеты? Назовите минимальный и максимальный бюджеты в своем портфолио. 

Мы нацелены на то, чтобы расширить портфель эндемик брендов в киберспорте. За время существования привлекли таких рекламодателей как: Nivea Men, Philips, Borjomi, Haval, PariMatch, GGbet, Lion, Fruttis, Metro и другие.

В рамках стоимости интеграции в премиальные киберспортивные турниры CPM составляет от 3 до 7 евро и зависит от выбранного пакета. За турнир бренд получает около 15-20 млн просмотров. 

Киберспортивная аудитория на текущий момент еще не настолько чувствительна в рекламе, поэтому открывает для брендов большие преимущества при правильно выстроенной стратегии: повышение лояльности и узнаваемости бренда, донесение УТП, стимулирование роста продаж, повышение вовлеченности аудитории. Инструментов для этого очень много, и все зависит от целей и задач.

Минимальный пакет интеграций в рамках отдельно взятого турнира стартует с суммы $30 000. Далее бюджет может расти в зависимости от многих факторов: длительности партнерства, каналов коммуникации, сложности интеграций. Для примера, премиум-партнерство в топовый двухнедельный турнир может составлять $170 000. 

Киберспорт позволяет не только ограничиваться медиаплейсментом, но и разрабатывать полноценные адаптированные под киберспорт маркетинговые стратегии. Так, например, для HAVAL мы с нуля разрабатывали киберспортивную видео-рекламу и креативную интеграцию в игровой интерфейс. Возможности практически не ограничены, как и бюджеты. 

В вашем портфолио есть рекламодатели из Украины? Кто это? Как отличаются их бюджеты, цели, запросы от глобальных брендов? 

Мы сотрудничали с рядом украинских представительств глобальных брендов, такими как Nivea Men и Borjomi. Для Nivea Men мы даже реализовали ряд специальных проектов в которых проводили турниры по Fifa для бренда. Глобально мы не делаем исключений в зависимости от региона партнера, поэтому бюджеты не отличаются и зависят только от сложности и набора рекламных опций. 

К сожалению, пока довольно мало рекламодателей из Украины интересуются киберспортом. Такие компании как DHL, IBM, Mercedes уже обосновались в киберспорте. У нас же украинские компании, такие как Новая Почта или Rozetka пока не рассматривают киберспорт. А жаль.

Уже проводили свои турниры? Если нет, почему. Если да – расскажите о результатах (где, сколько вложили, насколько окупилось).

На текущий момент планка в плане качества и сложности турниров очень высока, что катастрофически раздувает стоимость проведения турниров. Образуется большой разрыв между вложениями и возможностью заработка. Сейчас провести даже онлайн-лигу стоит порядка $1 000 000, а заработать на нем можно около $300 000. Поэтому на данный момент, стратегически это не наш вектор развития. Это ок для компаний, которые работают на капитализацию, например, для нашего прямого конкурента RuHub, в нашем случае мы ориентированы на самоокупаемость.

Maincast был турнирным организатором ряда турниров как онлайн, так и офлайн. К примеру, мы провели 2 сезона турнира CS:GO ICE Challenge в Лондоне для бренда GG.bet. В роли турнирного организатора мы обеспечили полный спектр работ от разработки графического оформления и сцены до приглашения команд, администрирования спортивной части и промотурнира в СМИ.

Как прокомментируете то, что происходит с киберспортом, в частности – Dota2 и CS? Кажется, что решафлы команды едва ли не каждый день, турнир один на другом. Плюс немного исчезает магия того, что все – онлайн и нет больших и красивых офлайн-турниров, чтобы картинка хотя бы менялась. Зрители не устают от этого?

С началом нового рейтингового сезона мы наблюдаем позитивную динамику в просмотрах. Прошел первый DPC сезон и уже в ближайшее время стартует первый офлайн-турнир Dota 2 Major, который будет освещен на каналах Maincast. Мы ожидаем увеличение просмотров, так как за год пандемии зрители соскучились за большими офлайн-турнирами. Надеемся, что год онлайна позади и будет позитивная динамика в 2021.

Что сейчас больше смотрят, Dota 2 или CS? Кажется, после того, как NAVI и S1mple взялись взрывать на CS-сцене, все резко побежали в ту сторону.

В 2020 году наш канал на Twitch по дисциплине CS:GO стал самым популярным каналом среди русскоязычной аудитории, собрав 39,3 млн часов просмотра. Сейчас и вправду больше просмотров у этой дисциплины, и матчи с командой NAVI бьют рекорды по пиковому количеству зрителей на трансляции.

Есть существенная разница и в количестве освещенных турниров в дисциплинах. В прошлом году мы провели трансляции 28 крупных турниров по КС, а по Dota 2 – 7. В этом году мы ожидаем возвращения офлайн-турниров в обеих дисциплинах, а также главного события в Dota 2 – The International. Возможно, это изменит статистику по просмотрам.