«СПАЛАХ» – это документальный сериал о новой украинской культуре, один из проектов молодого онлайн-медиа о музыке «СЛУХ». Он взлетел буквально с первой серии о фолке и за полгода набрал на YouTube более 1,5 млн просмотров, став примером успешного культурного продукта на украинском медиарынке. Сегодня вышла предпоследняя серия «СПАЛАХ» о танцевальной культуре, всего серий 10.

Журналист AIN.UA поговорила с Максимом Сердюком – главным редактором «СЛУХ» и продюсером «СПАЛАХ» о том, как создавался сериал и почему его приравнивают к документальным сериалам Netflix.


Самоокупаемость и 150 000 уникальных просмотров в месяц – «СЛУХ» 3 года 

Мы появились по инициативе билетного сервиса Сoncert.ua. Изначально у нас была команда Muzmapa – это было медиа об украинской нишевой музыке. Потом мы встретились с совладельцем и директором по маркетингу Сoncert.ua Дмитрием Чинем и решили сделать новую историю. Так получился «СЛУХ». 

Максим Сердюк
Фото: Оля Закревская / AIN.UA

Год назад, когда вся музыкальная индустрия почти обрушилась, было непонятно, как это все будет двигаться дальше – концертов нет, все сидят по домам. Музыкальное медиа напрямую зависит от инфоповодов, от людей, которые существуют в индустрии, от ее финансового состояния. Для локальной сцены концерты – чуть ли не единственный источник монетизации. 

У нас был план – в прошлом году выйти на самоокупаемость. Полностью. Это была наша главная бизнес-задача. Но! На удивление это получилось даже раньше, чем мы себе представляли – с марта 2020-го мы на самофинансировании. 

С того момента прошло уже чуть больше года. Наша команда только выросла, появилось еще больше новых проектов: документальный сериал «СПАЛАХ», подкасты Kashtan Special и лайв-выступления. На карантине мы одни из первых, кто в Украине начал делать онлайн-концерты у себя на площадке. Потому что локдаун, что нам делать, чем заниматься, о чем писать, что снимать – было непонятно.

Я еще тогда такой был дурачок, говорю: «А давайте сделаем марафон онлайн-концертов? Чтобы каждый день был концерт». Почему каждый день в течение двух недель? Потому что две недели оставалось до окончания карантина. Я думал, что это все тогда и закончится.

На тот момент мы плотно работали и сейчас периодически работаем с Димой Вишняком – человеком, который занимается видеосъемкой, монтажом, и у него была вся необходимая аппаратура для того, чтобы портативно проводить трансляции. И он предложил такую историю. Каждый день. Так мы и отфигачили.

Потом с нами связалось Агентство США по международному развитию в Украине (USAID Ukraine). Они захотели поддержать наш проект. USAID, УКФ и «СЛУХ» – в такой коллабе мы сделали 8 больших концертов. Им понравилось с нами работать, и они предложили продолжить возможность дальнейшего сотрудничества. У нас как раз вынашивалась идея «СПАЛАХ». Они ее поддержали и все понеслось. 

За три года показатели «СЛУХ» выросли от 0 до 150 000 уникальных просмотров в месяц. На сайте ежемесячно более 300 000 просмотров и на YouTube несется. Как для музыкальной индустрии, где все вот так происходит, я считаю, что это очень крутые показатели. 

Я сравнивал рост других музыкальных медиа с нашим – у нас показатели по соцсетям выше, чем у медиа, которые существовали задолго до «СЛУХ». Судил по той же Muzmapa, как мы тогда развивались, LiRoom, Comma, по Karabas Live – не уверен, есть ли он еще.

За первый год существования мы уже многих перегнали. Мы такие: «Ухты!» Несется.

Документальный сериал уровня Netflix

Мы с режиссером Артемом Григоряном во второй половине позапрошлого года решили податься на УКФ и придумали документальный проект в 4 сериях «СПАЛАХ. История становления украинской музыки». В итоге в УКФ он пролетел, но тогда случилась история с онлайн-концертами и готовностью USAID профинансировать еще один наш проект. 

Мы подумали о «СПАЛАХ», но решили не ограничиваться только музыкой и сделать его в принципе о культуре. Потому что в связи с локдаунами культура страдает больше всего, но при этом именно в культуре у нас очень много разных достижений. Хотелось обо всем этом рассказать. 

Тогда же мы начали плотно работать и общаться с Таней Поставной – это наша сценарист и редактор. Оказалось, что у нее была похожая идея, и мы просто объединили силы, и вот так появился «СПАЛАХ».

Мы запускали «СПАЛАХ» как “проект”. За пару дней до релиза я начал думать, как люди будут его воспринимать? Для меня очень важен нейминг. 

Проект, документальный проект… Воняет каким-то нафталином. Документальный проект «СПАЛАХ». А потом думаю: «Так это ж сериал». И это стильно, модно, молодежно. Тогда мы еще не успели его зарелизить и многие знакомым говорили: «О, так это уровень Netflix!». А Netflix делает что? Документальный сериал. Фигачим сериал. И называние сериал очень сильно помогло нам.

Темы создавались вот в этой комнате.

Тут доска стояла и мы в течение какого-то времени постоянно тут собирались. Сначала накидывали темы – эта тема подходит, эта не подходит, эта подходит, эта не подходит… Потом, я помню, у нас есть фотография, где мы сидим, нам жарко уже, душно – конец мая или начало июня… Решили пойти на улицу, на лавочке брейнштормить, и уже там дописывали все темы. 

Когда их утвердили, собирались и по каждой теме просто накидывали имена потенциальных героев. Потом общались с экспертами из разных сфер культуры, которым мы доверяем, и обсуждали, о чем может рассказать тот или иной герой. Мы очень долго все прорабатывали. В каждом фильме по 10 человек из индустрии, а в последнем у нас рекордное количество героев. На тему музыки мы общались с 20 людьми. Видно сразу, что музыкальное медиа делало документальный сериал о культуре. 

Касательно архивных видео и музыки, у нас было три источника – это герои и то, что они нам предоставляют. Второй – это YouTube и музыкальные стоки. И третий – это кинофотофоноархив Пшеничного, где Артем и Таня провели достаточно много времени за поиском и оцифровкой видео.

Более 1,5 млн просмотров за полгода

Мы себе поставили цель: мы должны собирать по каждой серии от 100 000 просмотров. Не за одну неделю, конечно, нужно чтобы какое-то время прошло. Больше всего мы офигели от того, как выстрелила первая серия о новом украинском фолке в день релиза. 

Четыре часа утра, мы с Темой переписываемся в Telegram, рендерим финальную версию. Начинаем думать, какой кусок можно еще вырезать, но вовремя останавливаемся: «Давай сейчас мы запустим, соберем 10 000 просмотров, ляжем спать, выспимся и будет как будет». Мы так были настроены, все-таки первая серия… Тут мы заходим, смотрим, и она начинает просто нестись! 

Я очень рад, что мы выбрали именно эту серию первой. Были мысли о других темах, но мы как-то втроем пришли к тому, что должен быть фолк. Нам было важно сделать классный старт, поэтому ее мы дольше всего готовили. Попурри в конце – это спонтанная идея. Оно снималось буквально за неделю до релиза и очень понравилось аудитории – нам писали, что на моменте с попурри плакали. 

Но самый, наверное, важный комментарий для меня (его очень часто повторяют) – что «СПАЛАХ» нужно показывать в школах. Насколько я знаю (нас тегали в Instagram) ребята из молодежных организаций собираются вместе и смотрят наш сериал. И не только в Киеве, я и в Сумах видел такое, в Днепре нас тегали, в Запорожье и Тернополе. 

А эксперты реагируют по-разному. Большинство – супер. Негативно отзываются те, кто не попал. 

Кстати о тех, кто не попал. У нас выйдет последняя серия про украинскую поп-музыку. В этой серии снимался я. Мы записывали интервью и у нас слетели камеры, форматнулись. Пришлось перезаписывать. Второй раз мы тратили время, перезаписывали. Потом решили, что это будет слишком много всего и в финальный монтаж не взяли.

Так вот – я не обижаюсь.

Опять таки, если кто-то говорит: «Вы не рассказали о том, о том». У нас такой формат – как обучалка, 45 минут, как школьный урок. Чтобы не перегружать и показать суть, самое интересное – вехи, а не просто рассказать обо всем.

«СПАЛАХ» – о культуре, которой мы должны гордиться

Лично для меня «СПАЛАХ» – это как раз момент показать, что мы должны гордиться тем, что у нас есть, показать, что это все у нас появилось не просто так, а были для этого разные предпосылки. 

Если посмотреть глобально, то каждые 4-5 лет в Украине и мире происходят какие-то кризисные ситуации и на их фоне появляются новые культурные «спалахи». Сначала это была независимость, потом – нулевые, потом – четвертый-пятый, Оранжевая революция, потом – экономический кризис, потом – Революция Достоинства и вот сейчас мы подобрались к новому кризису.

Еще очень важно – в Украине мало кто обращает внимание на контексты, на то, что было раньше. У нас это и в музыке прослеживается. Есть постоянные «спалахи», а все, что было до них – смывается и заново строится что-то новое. И нет понимания, что было до этого.

Например, когда мы делаем проект, очень многие герои, которые участвовали, говорят: «Я посмотрел сериал, и я понял, что я хочу сделать еще, чего мне не хватало, понял какие-то штуки для себя». Для людей в индустрии он дает понимание того, что можно сделать, как можно стать лучше.

Наша цель – сделать продукт не для ниши, не для индустрии, а именно для широкой аудитории, чтобы мы гордились тем, что у нас есть. И так как-то получается, что подмиссия – мотивировать людей творить.

Почему сериал откликнулся зрителям

Мне кажется, тут может быть несколько факторов. Первый – качественная документалистика, которая в Украине не раскрыта в формате YouTube. У нас это больше фестивальные истории, но там люди не думают о дистрибуции. А мы как бы сразу – для народа, на YouTube. 

Второй момент – самоидентификация. Это очень важная история, ведь людям хочется узнавать больше о своей культуре, понимать ее, гордиться и делиться. У нас есть свои проблемы, есть и преимущества – об этом рассказывает «СПАЛАХ». 

Плюс своевременность. Мы запустились в карантин. Люди остаются в рамках страны, никто не передвигается между городами, я уже не говорю о выезде за пределы Украины. Как-то все нырнули вглубь себя, остановились и начали наблюдать за тем, что происходит вокруг в принципе. Наш проект направлен на то, чтобы посмотреть на нас самих, принять себя, свою культуру и историю.

И команда. Мы все собрались, как шестереночки, просто идеально… Я ничего в этой жизни, мне кажется, делать не умею. Но умею делать одно – собирать и объединять классных людей вокруг какого-то проекта, продукта. В этом проекте у меня получилось. Просто есть чуйка на людей, и я как-то их всех вместе объединяю.

Ну и, наверное, «СПАЛАХ» – просто симпатичный продукт сам по себе. Может, поэтому люди тянутся.

В планах – большой экран и выход на западную стриминг-платформу 

Мы еще не поняли, насколько наш проект успешный. Сейчас мы только его реализуем. Дальше будем продолжать дистрибуцию, нельзя просто оставить сериал в интернете и забыть. Еще нужно «почистить права». Если все получится – в планах показы в кинотеатрах и стриминги. Не скажу, какие, но среди них есть один западный. 

Если не получится, будем работать с локальными. Нам сейчас важнее выйти на международный рынок. Касательно телевидения – мы вели долгие переговоры с 1+1, но в итоге ничего не произошло. 

«СПАЛАХ» – наш первый проект такого масштаба. Набиваем шишки. Но опыт колоссальный просто для всех. Команда бустанулась на х100 каждый.

В начале года мы подали 3 проекта на конкурс Pitch UA и среди 330 заявок, победило 26 и среди них 2 наших проекта. Так что ждите от нас новых масштабных крутых историй.