В новом анонимном опросе редакция AIN.UA выяснила, ведут ли читатели учет личных финансов и какие инструменты для этого используют. Согласно исследованию, 90,6% опрошенных следят за личными финансами и регулярно фиксируют доходы и расходы. Ниже представлены результаты исследования.
Исследование: читатели AIN.UA отвечали на заданные закрытые и открытые вопросы в анонимной форме. Опрос прошли 475 человек.
- Как показал опрос, учет личных финансов ведут 90,6% респондентов.
- 79,9% для финучета используют мобильные приложения и веб-сервисы.
- Большинство из тех, кто не ведет учет, отметили, что это занимает много времени.
Топ-10 приложений для финучета
Чаще всего респонденты указывали следующие приложения для ведения учета личных финансов:
- CoinKeeper;
- Google Sheets;
- Microsoft Excel;
- Monefy;
- Zenmoney;
- 1Money;
- Spendee;
- MoneyLover;
- Homemoney;
- YNAB.
Методологии финучета в Google Sheets и Microsoft Excel
Я делю таблицу на блоки:
1. слева у меня стать затрат (выведены списком через выпадающий список, который хранится на другой странице);
2. Сверху у меня поделено по периодам (месяцы), где я считаю общин показатели дохода/расхода, а в месяце у меня столбцы под каждый плановый приход денег в этом месяце (основная ЗП и аванс). Так как я веду сразу семейный бюджет, там 4 строки — по 2 на человека.
3. В столбцах на против строк затрат я отмечаю какую сумму с этого «прихода» я хочу потратить на конкретную статью затрат (если не планирую тратить пишу 0).
4. Возле плана я отмечаю факт, что я потратил на каждую статью затрат (если не тратил пишу 0).
5. Везде реализованы проверочные формулы, чтобы я не вышел за бюджет (не выделено больше, чем есть).
Постепенно я пришел к тому, что разделил статьи затрат на операционные затраты (личные деньги, коммуналка, еда, уроки английского и т.д) и глобальные (большие покупки, ремонт). Соответственно в бюджете я не расписываю на какую конкретно большую покупку я выделяю деньги с какого «прихода», но для таких глобальных вещей я создаю отдельный лист (связанный с основным), где применяется похожий принцип с основного листа в укороченной форме — с автопереносом сумм, которые я выделил помесячно с главного листа. После окончания периода, я все привожу к факту, чтобы по проверочным формулам не было расхождений плана и факта, и выделяю серым весь период (могу скрывать чтобы не мешало). Отдельно я считаю общий плановый доход и расходы на год.
Для простоти заповнення – всі доходи і видатки на одному аркуші.
Зліва – стовпчик з доходами і датою (дуже просто підсумувати, за потреби – відфільтрувати за діапазоном дат). Видатки: клітинка з назвою видатку (food, transport, presents, gym), а під нею – сума, яку витратив на цей видаток цього місяця (напр: = 60+120+90+30). За місяць виходить близько 15 таких пар клітинок. Всі клітинки одного місяця виділяємо окремим кольором. Зміщуємось вниз, коли дійшли до краю екрана.
Рік обводимо рамкою. Кожен рік роблю аналіз видатків за схемою 6 кувшинів, але трохи доповнив її своїми кувшинами:
— NEC (необхідні – transport, food, medicine, bicycle tools)
— BIG EXP (придбання квартири/авто, ремонт, дорога побутова техніка / оздоблення)
— PLAY (спорт, розваги)
— SOCIAL (подарунки, дні народження, побачення)
— FUCKUPS (загубив, зламав, …)
— EDU (освіта, конференції, курси)
— SAVING (крипта, довгі депозити)
— CHARITY (пожертви, донати на армію…)
— BEAUTY (барбершоп, необов’язкові креми / одяг, парфюм). Ці категорії зручно додати в круговий графік раз на рік.
В Google Keep рекомендую створити нотатку, куди просто запиcувати кількість великих купюр, які ви відкладаєте, наприклад: ГРН 1000*(50+50+50+2)+ 500*(50+50+50+45)+ 200*(50+50+50+7) – обмотуйте гумкою “круглі” суми. Те ж саме для доларів, євро. Зручно виділити такий текст і вставити в пошуковик, щоб підсумувати. Кожного разу, коли берете з відкладених грошей декілька купюр, змінюйте суму в нотатку.
Відкладіть собі в гаманець та/або на картку певну суму, якої вистачить на тиждень/місяць – їх не треба рахувати. Просто раз на декілька днів заповнюйте видатки в Google Sheets. Рано чи пізно, це увійде у звичку, а ви будете знати свої реальні витрати.
Маю таблицю балансів усіх «рахунків» (як банківських, так і віртуальних типу «готівка під подушкою») станом на перше число кожного місяця. Таким чином є динаміка загального капіталу: його величина і приріст щомісяця. Це головне.
Ще заводжу щомісяця окремо дані зі статистики по картці по категоріях, яку дає банк. Додаю до неї інфу по витратах, які пройшли не по картці. Таким чином щомісяця є розмір витраченого по категоріях. Суму звіряю з цифрою, отриманою з першої таблички. Ці дані майже нічого не дають, крім місяців, коли витрати нетипові. Тоді легше знайти відповідь на запитання: «А чому це наші статки зменшилися цього місяця».
Табличка з поточними сумами коштів на рахунках і заборгованостей (мої заборгованості – accounts payable, заборгованості мені – accounts receivable), табличка з фінансовими цілями і скільки залишилось зібрати для кожної цілі, табличка з великими планованими витратами на місяць, табличка з фактичними великими витратами за місяць (які не входять в їжу, комунальні послуги, транспорт, ліки, благодійність та інші регулярні витрати), табличка з автоматичним розрахунком за допомогою формул майбутнього зростання депозиту і на скільки мені треба його поповнювати для різних результатів.
Каждый месяц это две идентичные таблицы (на одном листе): бюджет и факт, которые постоянно сравниваются по дню и по месяцу в тотале. Помимо текущих затрат и приходов, на листе месяца есть текущий статус сбережений. Затраты вносятся раз в неделю, в конце месяца делается инвентаризация и корретировка остатка. Есть лист с результатами года (план-факт), есть лист с перечнем подписок который пересчитывается по текущим курсам валют при составлении бюджета, есть лист с днями рождения и памятными датами, которые требуют затрат, он также используется для бюджетирования.