Американская компания Oxagile с центром разработки в Украине отметила на прошлой неделе день рождения. Поговорили с фаундерами компании о самых ярких проектах, принципах работы с клиентами и построения команды.
Добрый день, Дима и Сергей! Поздравляем с днем рождения Oxagile! Скажите, чем вы занимались 16 лет назад, до того, как придумали «Оксу»?
Сергей Марчук: Когда-то «в детстве» мы все занимались разработкой (улыбается). Мы с Димой были коллегами. Я лидил две команды: одна занималась разработкой на Java, вторая – консалтингом и траблшуттингом для продакшена (эдакий прародитель современного DevOps). Это была часть направления, которым рулил Дима.
Как появилась мысль создать свою IT-компанию?
Дмитрий Карпович: Многие предприниматели начинают с идеи, которая, как они надеются, изменит мир. Наше начало было гораздо более прагматичным: пришел друг с просьбой по разработке продукта для рынка США. Нам показалось, что это прекрасная возможность не просто помочь кому-то, но и узнать о новых технологиях в домене потокового онлайн-мультимедиа. В то время это была новая отрасль. Мы сделали первый проект – online TV, чтобы иммигранты всего мира могли смотреть свои любимые телеканалы, где бы они ни жили.
Сергей Марчук: Действительно, у нас не было долгосрочных планов на Oxagile и мыслей о покорении мира. На тот момент мы оба работали в крупной компании на серьезном международном проекте. И там у нас не было вопросов, как и куда развиваться, все было стабильно и предсказуемо. С другой стороны была она, наша новая, диковатая пока компания. И не понятно было, что из этой затеи получится. Как все новое, Oxagile нас пугала и манила одновременно.
Но вслед за первым заказом к нам начали поступать новые. В Oxagile стали появляться первые сотрудники, а у нас – чувство ответственности за свою команду, которой была нужна уверенность в завтрашнем дне. Это и был тот момент, когда мы приняли решение уйти в свой проект целиком.
Oxagile появилась, когда на IT-рынке был бум на стартапы подобного плана. На кого вы ориентировались при построении своего бизнеса?
Сергей Марчук: Перед тем, как основать «Оксу», мы видели, как похожим образом появлялись еще несколько стартапов. Уже тогда было понятно, что эта бизнес-модель – рабочая.
Дмитрий Карпович: Эталона для подражания у нас не было и нет. Мы идем своим, уникальным путем, хоть это и рискованно. У нас есть идея, и мы постоянно проверяем: вдруг кто-то это уже сделал? Если вдруг да, то нам будет спокойнее. Если нет, то будем пробовать первыми.
Oxagile развивает экспертизу в видеодомене. Вам нравится выбранная ниша?
Сергей Марчук: С доменом нам повезло. Видео – очень интересная тема, последние 16 лет она на острие и очень востребована. Мы кайфуем от того, какие продукты делаем вместе с нашими клиентами. Например, нашим решением для Discovery пользовалась 1/7 населения Земли!
Какие самые яркие проекты Oxagile реализовала за это время?
Сергей Марчук: Прежде всего, конечно, это наш первый проект, с которого родилась Окса: JumpTV. Это комплексная система управления и доставки видеоконтента. Строилась на основе популярных на тот момент Windows Media Services и управлялась через мощный бэкенд на Java. Система управляла энкодерами в 85-ти странах мира, которые обрабатывали более 300 телевизионных каналов. Мощнейшей фичей (даже подсистемой) являлась возможность замены в реальном времени контента, запрещенного к трансляции за пределами страны, на разрешенный. На этом проекте наша команда выросла до 80 человек. Сотрудничество длилось 3 года, пока компанию JumpTV не купил и не закрыл конкурент.
Интересной была история сотрудничества с компанией Admeld. Начинали мы работать на самом раннем этапе, когда это был стартап из двух человек. Мы участвовали в первом прототипе их рекламной платформы для паблишеров, с помощью которого Admeld привлекла инвестиции. За 5 лет нашего сотрудничества компания выросла и успешно продалась Google за $450 млн. В результате этого поглощения мы еще почти год работали напрямую с Google, пока наш продукт не интегрировался в DoubleClick.
Еще одна интересная история про Discovery Communication – US Networks. Тут, в первую очередь, мы гордимся масштабом. Мы работали над редизайном (или, как модно говорить, перезапуском) вебсайтов, на которых зрители смотрели в онлайне топовые каналы Discovery в США, все 15 штук. Эти сайты крутились на единой системе управления контентом, которую мы и разрабатывали. Учитывая огромное число подписчиков Discovery Channel, Discovery Science, Animal Planet и других каналов, потенциальное (да и реальное) количество пользователей нашей системы составляло огромную, 10-значную цифру! И хотя проект затянулся, мы испытали огромное удовольствие и гордость, когда наконец запустились в лайф. Мы сами и миллионы людей по всему миру смогли наслаждаться крутым контентом от Discovery в новой, ультрасовременной форме.
На этом топ-три самых впечатливших меня проектов завершу. Хотя, конечно, за 16 лет было немало проектов, которыми реально можно гордиться. Всех тут не упомянешь.
После пандемии рынок видеопродуктов вырос в несколько раз. Как Oxagile планирует развиваться в этом домене дальше?
Дмитрий Карпович: Чем активнее развивается технология, тем больше появляется решений для уже существующих проблем. Распознавание образов с помощью Computer Vision было диковинкой пять лет назад, а сейчас это может сделать студент прямо в браузере. В тренд выходят решения, которые анализируют поведение зрителя во время просмотра видео. Это только один из примеров. Вот почему останавливаться на достигнутом нельзя. Нужно идти дальше, искать новые направления и решать более сложные задачи.
Oxagile утверждает, что работает не НА клиента, а С клиентом. Как вы этого добиваетесь?
Сергей Марчук: В прошлом году мы начали активно внедрять в нашей компании практики Account-Based Engagement. Этот подход требует фокуса именно на аккаунт (т.е. на клиента), на построение и развитие долгосрочных отношений с ним. Поэтому мы работаем с клиентами, которые обладают способностью к масштабированию, и наращиваем скилы, которые принесут им пользу. Свою ценность мы доказываем за счет глубокого погружения в бизнес клиента и фокусной экспертизы в наших целевых доменах (в первую очередь – в видео).
Мы не пытаемся зацепиться за любого клиента и любой ценой. Мы тщательно отбираем входящих лидов и сосредотачиваем усилия на работу с теми, с кем видим match. С самого начала взаимодействия с клиентом мы пытаемся стать для него равноправным партнером, консультировать и направлять его во многих вопросах, часто выходящих за рамки простого написания кода. Клиент чувствует нашу поддержку и экспертизу на разных уровнях (бизнесовом, технологическом, функциональном) и проникается доверием. Это позволяет нам разрабатывать крутые продукты и партнериться с клиентами в долгую.
Дмитрий Карпович: Соглашусь: выстроить доверие с клиентом очень важно. Для этого нужно правильно управлять ожиданиями, это 80% успеха. Клиент должен получить то, что мы пообещали, и в оговоренный срок. На деле это не так просто, как звучит, потому что запрос приходит к нам как правило на стадии идеи. То есть ты не можешь предложить клиенту потрогать конечный продукт никак – у тебя есть только презентации, скетчи и диаграммы. Поэтому до старта проекта, еще на стадии Presales, важно удержать нить ожиданий, баланс между планами клиента и тем, что реально происходит в разработке.
Что требуется от команды для того, чтобы обеспечить желаемый уровень сервиса?
Сергей Марчук: Не секрет, что разработчики склонны быть интровертами. Но с клиентами нужно уметь общаться и выстраивать отношения, если хочешь работать долго и результативно. Поэтому мы очень ценим коммуникационные скиллы и поощряем ребят к их развитию.
Также мы ценим проактивность и активную жизненную позицию в целом. Мы не хотим, чтобы наши ребята были простыми исполнителями с позицией «готов копать от забора до обеда». Мы хотим, чтобы они постоянно задавались вопросами “зачем”, “почему” и пытались осознать big picture, стоящую за той или иной задачей. Если ты не понимаешь, зачем делаешь что-то, то лучше не делать вовсе, т.к. вероятность сделать хорошо в таком случае сильно снижается. Этот принцип применим для взаимоотношений как внутри компании, так и с клиентами. В Oxagile мы поощряем погружение каждого сотрудника в бизнес клиента, стремление лучше понять его идею и ценность, которую его продукт несет конечным пользователям. Только так можно эффективно создавать действительно красивые продукты.
Дмитрий Карпович: Также в работе важно придерживаться корпоративных ценностей. Мы верим, что в основе всех больших достижений лежит доверие – как с клиентами, так и внутри команды. Нам важна красота решений: простота и минимализм, эффективность и эстетика. Мы считаем, что развитие каждого участника команды – это ключ к успеху, что ошибок не стоит бояться, а успехи коллег важно отмечать. И, конечно, стремимся быть инновационными, принимая новые вызовы и делая то, чего до нас никто не делал.
Как добиться нужного уровня профессионализма? В компании обучают этим навыкам?
Сергей Марчук: Конечно, этим занимается наш Training Center. Мы организуем внутренние семинары и тренинги, есть компенсация для обучения вне компании – как на профессиональных курсах, так и за участие в конференциях. Многим ребятам заходит идея менторинга более младших коллег. Я наверняка что-то упустил, ведь мы постоянно апгрейдим и пополняем систему внутреннего обучения новыми опциями, чтобы учитывать все запросы ребят и тренды в нашей отрасли.
Дмитрий Карпович: Постоянное совершенствование внутренней системы обучения – для Oxagile это стратегическая цель. При этом все люди разные, у каждого свои зоны роста. И главное в этом процессе – выбирать то, что нужно именно ему или ей. А наша задача поддержать и организовать нужное обучение при необходимости.
Кроме тренда на обучение сейчас среди IT-профессионалов есть тренд на индивидуальную занятость. Как вы считаете, что лучше для крутого специалиста: работать как штатный сотрудник в Oxagile или как фрилансер напрямую с клиентом?
Дмитрий Карпович: Это две совершенно разные бизнес-модели. Можно работать в фрилансе (т.е. как индивидуальный предприниматель), но не иметь доступа к таким крупным клиентам, как Discovery, Orange, Panasonic и т.д. У корпораций такого уровня очень жесткий регламент выбора вендоров. Сделать это в одиночку, не имея корпоративных ресурсов, практически невозможно. Им важна надежность, безопасность, прозрачные процессы… Чтобы фрилансеры создали для клиента такой уровень сервиса, им нужна структура, менеджмент, процессы – т.е. стать такой командой и компанией, которой сегодня является Oxagile.
Сергей Марчук: С другой стороны, фрилансер оказывается заложником уже построенной системы раздачи тасков в компании клиента и не может на нее повлиять. Специалист попадает в проектную мясорубку и может быстро потерять мотивацию.
В «Оксе» мы стараемся организовать процессы на проектах так, как подсказывает многолетний опыт. Многие проблемы мы предугадываем и решаем заранее. Это упрощает работу специалиста. Помимо проектной культуры в «Оксе» принят принцип прозрачности, когда каждый сотрудник может задать вопрос топ-менеджерам и получить публичный ответ, предложить импрув и реально улучшить работу для себя и своих коллег. Все это в комплексе дает команде эффективность, работе – предсказуемость, а процессам – гибкость.
Какой вы видите «Оксу» через пять лет?
Дмитрий Карпович: Через пять лет мы работаем с известными брендами и являемся их стратегическим партнером. Наши решения обладают большой ценностью благодаря глубокому пониманию бизнеса клиента и уникальных инновационных разработок. Мы являемся экспертами в выбранных нами вертикальных и технологичных доменах, при этом умеем масштабироваться, запуская новые домены. Это позволяет нам качественно расти, опережая большинство конкурентов из Восточной Европы по рентабельности.
Людям нравится работать у нас. Мы умеем эффективно работать в распределенных командах, масштабируясь в приоритетные для нас локации, включая фронт-офисы и деливери-центры вблизи клиентов.