Дэниэл Вейсберг, Search Advocate в Google опубликовал советы о том, что делать, если у сайта просел органический трафик, в официальном блоге Google Search Central. Это — базовые советы для тех владельцев сайтов, которые не очень разбираются в SEO. AIN.UA публикует сокращенный перевод материала.
Представим, что вы открываете Search Console и видите, что ваш трафик Google Search просел. Что делать в этом случае? Проседание органического поискового трафика может случаться по нескольким причинам, и большинство из них можно исправить. Но узнать, что конкретно случилось с вашим сайтом, может быть не так просто.
В этой статье я буду писать о некоторых из причин, по которым мог уменьшиться ваш трафик, а также о том, как использовать отчет Search Console Performance и сервис Google Trends, чтобы исправить это падение.
Основные причины падения трафика
Чтобы помочь вам разобраться, что именно влияет на ваш трафик, я набросал несколько примеров таких проседаний и того, что за ними стоит.
Существует пять основных причин для падения поискового трафика:
- Технические проблемы. Ошибки, которые мешают Google кроулить, индексировать или доставлять ваши страницы пользователям — это может быть недоступность сервера, проблемы с robots.txt, ошибки типа page not found и подобные. Нужно понимать, что эти проблемы могут распространяться как на весь ваш сайт (к примеру, когда сайт упал), так и на отдельные страницы (к примеру, неверно размещенный тег noindex, что влияло бы на сбор данных о странице, и вело бы к более медленному проседанию трафика).
- Проблемы с безопасностью. Если ваш сайт может быть связан с угрозой безопасности, Google может показывать пользователям предупреждения об этом, прежде чем они перейдут на ваш сайт, что также влияет на трафик.
- «Ручные» действия. Если ваш сайт не соответствует правилам Google, некоторые из ваших страниц или целый сайт могут быть исключены из результатов поиска через Manual Action (т.е. когда решение принимает модератор-человек).
- Изменения в алгоритме. Google всегда улучшает то, как именно предоставляет доступ к контенту и соответственно, меняет свой алгоритм. Ключевые апдейты или же менее значительные изменения могут влиять на то, как некоторые страницы показываются в результатах поиска.
- Изменения в интересах пользователей. Иногда изменения в пользовательском поведении приводят к изменениям запросов. Это может быть влияние нового тренда или сезонные изменения. Это означает, что ваш трафик может проседать из-за внешних причин.
Как анализировать паттерн падения трафика
Поскольку любой график стоит тысячи слов, лучший способ понять, что случилось с вашим трафиком — посмотреть на графики отчета Search Console Performance. Даже форма линии скажет вам о многом.
Попробуйте поработать с отчетом, к примеру:
- Поменяйте период времени, чтобы он охватывал 16 месяцев. Это поможет проанализировать падение трафика в контексте, и понять, что это, к примеру, — не сезонное падение трафика, которое случается каждые праздники. Если вы хотите расширить период времени за 16 месяцев, можно использовать Search Analytics API, чтобы получить данные и хранить их в вашей системе.
- Сравните период падения с аналогичным таким периодом. Это поможет вам понять, что именно поменялось. Пройдитесь по всем вкладкам, чтобы проверить: изменилось ли что-то для определенных запросов, URL, устройств (здесь можно научиться, как настраивать сравнительный фильтр). Удостоверьтесь, что вы сравниваете тот же период времени, желательно: те же дни недели.
- Отдельно анализируйте различные типы поиска. Это поможет вам понять, случилось ли проседание в веб-поиске, в поиске по картинкам, во вкладках с видео или новостями.
Ниже в видео речь идет о том, как анализировать отчет Search Console Performance:
Некоторые из обнаруженных проблем можно решить по продвинутому гайду для консоли поиска.
Как исследовать общие тренды своей отрасли
Если вы хотите предпринять дополнительные меры, используйте Google Trends. Так вы сможете понять, является ли ваше проседание трафика частью мирового тренда или локальной проблемой. В первом случае, этому может быть две основные причины:
- Резкая смена интересов пользователей или новый продукт. Если в том, что и как ищут люди, случился резкий сдвиг (к примеру, пандемия), пользователи могут начать использовать другие запросы, или же пользоваться своими устройствами для других целей. Вдобавок к этому, если вы продаете в онлайне определенный бренд, в какой-то момент на рынок может выйти его конкурент, и частично «откусить» ваши запросы.
- Сезонность. К примеру, колебания запросов важны для сайтов о еде: люди чаще гуглят диеты в январе, рецепты с индейкой (для США из-за Дня благодарения, где индейка — традиционное блюдо — ред.) в ноябре, а в декабре — ищут данные о шампанском. Для каждой отрасли актуален свой уровень сезонности.
Чтобы анализировать тренды в разных отраслях, можно использовать Google Trends: проверьте запросы, которые драйвят трафик на ваш сайт, чтобы посмотреть: не было ли проседания по ним в различное время года. В примере ниже можно проследить три типа трендов:
- У запросов об индейке — сильная сезонность, они достигают пика каждый ноябрь.
- У запросов о курином мясе также есть сезонность, но менее резко выраженная.
- Запросы о кофе — более стабильны, это выглядит так, как будто люди нуждаются в нем круглый год.
И, поскольку вы все равно уже в Google Trends, можно посмотреть здесь и на другие данные, которые могут помочь вам с трафиком:
- Проверьте топ-запросы по вашему региону и сравните с теми запросами, по которым вы получаете трафик. Если они в вашем случае отсутствуют, проверьте, нет ли у вас контента на эту тему, и если он есть — удостоверьтесь, что он индексируется.
- Проверьте запросы, которые относятся к важным темам. Это может помочь определить те темы, которые только набирают популярность, и подготовить к этому ваш сайт, наполняя его релевантным контентом.