В колонке для AIN.UA Евгений Савельев, партнер юридической фирмы Avitar, совместно с фондом GR Capital рассказывают о рисках, которые должен учитывать инвестор принимая решения о вложении средств в стартапы на ранних этапах развития проекта.

Евгений Савельев. Фото — автора

Для стартапа определены три ранних этапа привлечения инвестиций:

  • pre-seed (предпосевная стадия), 
  • seed (посевная стадия), 
  • Series A. 

Потом идут поздние стадии: Series B, Series C, Series D и т.д.

Деление инвестирования на этапы удобно для инвесторов и самих стартапов: им проще найти друг друга, сфокусироваться на интересующем сегменте и не тратить время на тех, кто им не подходит. 

Несмотря на то, что в процессе инвестирования разные риски возникают в разные периоды развития проекта, часто вытекают один из другого и пересекаются между собой, инвестору для принятия единственно верного решения необходимо не только знать о том, какими бывают риски, но и проанализировать, насколько стартап готов управлять рисками на раннем этапе, и какие способы минимизации он готов использовать.

Условно, риски инвестирования можно разделить на несколько областей:

  •  Продуктовые риски;
  •  Риски, связанные с человеческим фактором;
  •  Финансовые и административно-организационные риски;
  •  Рыночные (маркетинговые) риски;
  •  Юридические риски.

Продуктовые риски

Риски, связанные с самим продуктом, еще называют техническими (или технологическими) рисками. Поскольку продукт стартапа, практически, всегда является продуктом инновационным, очень трудно оценить степень риска в случае, если при создании продукта «что-то пойдет не так».

Продуктовые риски — это целая цепочка: от недостижения определенных параметров продукта до полной технической неосуществимости проекта из-за ошибок при разработке, проектировании, выборе базовых технологий и т.д.

  • Как инвестор может предусмотреть продуктовые риски, не будучи разработчиком?

На ранней стадии продуктовые риски оценить действительно непросто, а на стадии pre-seed по сути нечего оценивать. Упор здесь нужно делать на анализ технической команды стартапа и методов их работы: есть ли нужный опыт у всех членов команды, есть ли дорожная карта (roadmap) развития продукта и насколько логично она построена, правильно ли она соотносится с коммерческими планами компании, какие методы команда использует в разработке  и т.д. 

Также можно поинтересоваться, какие показатели стартап считает важными для отслеживания удовлетворенности клиентами продукта, как они их будут отслеживать и какие нормальные значения этих показателей.

На Series A у компании уже как правило можно запросить статистику пользования продуктом и более подробно углубиться по вопросам выше. К этому моменту у компании уже должен быть ряд других инвесторов, с которыми можно пообщаться о их выводах по вопросам продукта. Также можно проанализировать статистику пользования сайтом и/или отзывы в App Store и Play Market.

В целом можно сказать, что сам продукт всегда разрабатывается в ходе множества итераций, различного рода тестов и так называемых пивотов или версий продукта и здесь важно не требовать идеала с первых шагов, а здраво оценивать стадию развития компании. Часто имеет смысл не доводить продукт до идеала, а тестировать его на рынке с целью оптимизации расходов и получения обратной связи по ходу разработки. 

Если у компании есть прямые конкуренты, можно протестировать продукт компании и сравнить с готовыми решениями на рынке самому или с помощью технических специалистов.

Риски, связанные с человеческим фактором

Риски, связанные с людьми, еще называют командными. Работающая команда – это больше, чем группа профессионалов.

Проблемы с наймом людей, формированием команды разработчиков, ключевые соглашения с сотрудниками, наличие базовых политик и процедур, надежная защита прав интеллектуальной собственности в отношении компании, членов команды и консультантов, грамотно оформленные обязательства компании перед сотрудниками, формальные и неформальные взаимные обещания (например, KPI или пакет опционов, которые могут быть распределены или обещаны ключевым членам команды) , личностные качества фаундеров, лидов, разработчиков, и даже характер и темперамент каждого из членов команды — на все это обращает внимание инвестор, так как любая «мелочь» может обернуться впоследствии судебными исками.

С людьми связаны и управленческие риски. Это — возможные ошибки в управлении компанией, следствием которых будут сбои в работе команды, нарушение временных сроков, несвоевременное принятие решений, ошибки в отношениях внутри команды и с третьими лицами и так далее.

  • Какая команда должна быть у стартапа, чтобы быть привлекательной и надежной для инвестора?

У команды стартапа обязательно должен быть релевантный опыт и экспертиза в том, что они делают. Также важно, чтобы ключевые позиции в команде были уже были сформированы и заняты профессионалами — СЕО, операционный или продуктовый директор, СТО, а также sales/marketing-директор. То есть это костяк, на котором можно строить и расширять команду. Очевидно, что большим плюсом для фаундеров будет предпринимательский и стартаперский опыт.

  • Как инвестор может повлиять на риски, связанные с человеческим фактором?

Изначально необходимо провести бэкграунд-чек: где работали фаундеры, за что отвечали и что делали в рамках опыта, с кем сотрудничали и как себя вели в тех и иных ситуациях. Нужно запросить референсы, чтобы понять, с кем предстоит сотрудничать, а также пообщаться в индустрии с людьми, с которыми фаундеры и команда работали. 

После инвестирования — постоянное общение с командой, проведение неформальных встреч, менторинг, подтягивание слабых мест и так далее. Все это будет влиять на успех проекта и мотивацию – как инвестора, так и фаундера(ов).  

Финансовые и административно-организационные риски

Несмотря на то, что финансирование проекта может проходить в несколько этапов, на ранних стадиях развития необходимо предусмотреть и подстраховать себя документально от финансовых рисков, которые могут возникнуть на более поздних этапах. Например, это риск невыполнения участниками проекта своих обязательств по финансированию, в том числе обязательств по вложению собственных средств.

Организационно-административные риски связаны с корректным оформлением продукта, а также (если проект затрагивает зарегулированные сферы) в получении необходимых лицензий, допусков, разрешений, сертификатов и пр.

Одним из рисков, на который не всегда обращают внимание, является риск, связанный с выбором корпоративной структуры компании и “места” оформления владения бизнесом, инвестиций и налогов.

  • Что является более надежным, выгодным и привлекательным для инвестора? ФОП или ООО? Компания в “комфортной юрисдикции”? Почему?

Это должна быть прозрачная юридическая структура, в рамках которой не будет проблем с расширением бизнеса и команды и будут формально урегулированы взаимоотношения между всеми участниками бизнеса. Ответ здесь должен учитывать множество факторов: географию бизнеса, текущую и потенциальную структуру затрат и активов компании, географию и предпочтения потенциальных инвесторов и т.д.

  • Как инвестор может минимизировать финансовые и административно-организационные риски?

Минимизировать риски можно путем определения четких прав и обязанностей каждой стороны, а также юридическое оформление этих отношений. В этих же договорах нужно определить мотивацию и ответственность обеих сторон, чтобы фаундеру и инвестору было комфортно работать как финансово, так и организационно. Венчурные инвестиции, как и предпринимательство — это деятельность связанная с риском, и полностью их избежать невозможно. Поэтому максимально всё проговорив наперед, стороны могут выровнять ожидания и иметь четкую дорожную карту действий на разные случаи.

Рыночные риски

Поскольку продукт является инновационным, стартапу очень трудно исследовать соответствующий рынок и его инфраструктуру, ответить на вопросы о “поле игры”. Какие официальные и неофициальные правила установлены на рынке? Кто является конкурентом и по каким критериям? На чем должно быть основано ценообразование? Как прогнозировать спрос на продукт? Кто будет потенциальным покупателем?

  • Что такое рыночные риски при инвестировании?

Это внешние риски, диктуемые рынком и конкурентной средой. Для их минимизации нужно понимать, на каком рынке будет работать компания, какие его размеры, его динамика, какая специфика и особенности, какие есть правила – гласные и негласные. Также важно учитывать конкуренцию — насыщен ли рынок или нет, какие прямые и непрямые конкуренты есть, что они делают и чем выделяется среди них ваша компания. 

Основных риска два — это конкуренция, поскольку вашу компанию может просто “вынести” на обочину рынка, и риски спроса — готов ли рынок к вашему продукту и будет ли на него ожидаемый вами спрос.

  • Почему важно правильно оценить рыночные риски на ранних этапах инвестирования?

Обычно на ранних этапах инвестирования помимо команды, идеи, базового продукта и рынка ничего нет. Поэтому если брать “триаду” раннего анализа: продукт, команду и рынок, — то рынок занимает очень важную роль. Это фактически рабочая площадка, где будет осуществляться операционная деятельность, поэтому важно оценить, нужен ли ваш продукт, хватит ли для него места на рынке, будет ли рынок расти, будет ли ваш товар оставаться актуальным. 

Нужно учитывать динамику рынка в прошлом и прогнозировать ее в будущем, потому что в нашем мире все быстро меняется. От этого анализа зависит как продукт будет развиваться и есть ли вообще смысл его запускать. 

  • Что нужно сделать инвестору, чтобы минимизировать рыночные риски?

Минимизировать рыночные риски довольно трудно, поскольку это внешние факторы, но все же благодаря анализу многое можно предусмотреть. Если вы уже инвестировали в компанию, необходимо регулярное отслеживание и анализ конкурентов и рыночных трендов в целом, готовность к изменениям и гибкость – одним словом, нужно быть на шаг впереди.

  • Как инвестор может предусмотреть рыночные риски, если самого рынка для данного продукта еще нет?

Тут нужен опыт, анализ и визия. Если выпускается продукт, значит есть конкретная проблема, которую этот продукт должен решать. Нужно анализировать, насколько эта проблема актуальна в целом и насколько она требует решения. 

Если проблема решения требует, то адекватно ли предложение стартапа по ее удовлетворению. Например, проблема – доставка продуктов. Рынка нет. Есть ли проблема? Есть. Можно ли решить? Да. Но если доставка будет слишком дорогой или долгой, то вряд ли рынок ее примет.

Юридические риски

Ситуация, связанная с любым риском, как правило, в итоге, выходит в правовое поле и становится причиной юридических споров. То есть, все вышеперечисленные риски являются (или становятся впоследствии) юридическими.

Юридические риски — это риски, связанные с законодательством и, соответственно, с юридическими документами, которые обеспечивают соответствие законодательству.

Это изменения в законодательстве, некорректно оформленные документы, невыполнение договорных обязательств, оформление отношений со сторонними организациями, нормативные акты, которые действуют в странах “чужой” юрисдикции, отказ от прав в определенной сфере использования продукта, события и правительственные решения, которые не могут контролироваться участниками проекта, но могут негативно влиять на результат, несовершенство законодательства и отсутствие практики применения инновационного продукта и т.д.

Помимо вышесказанного, к юридическим рискам в ИТ нужно отнести:

  • риск потери прав на продукт,
  • неоформленные или некорректно оформленные отношения между собственниками, а также отношения с партнерами или подрядчиками,
  • непредусмотренные налоговые риски,
  • риски несоответствия продукта, услуги, ресурса, системы продвижения и пр. требованиям закона (compliance risks).

К юридическим рискам относится также Риск интеллектуальной собственности, который затрагивает все аспекты инновационного бизнеса.

Для большинства инвестиций на ранних этапах проверка права собственности на ИС имеет решающее значение. Инвестору важно иметь гарантии того, что компания заключила соответствующее соглашение о передаче прав на ИС и неразглашение информации со всеми лицами, которые работали над продуктом – в качестве учредителей, сотрудников, консультантов и пр.

Также важно подтвердить, что в той степени, в которой компания использует интеллектуальную собственность третьей стороны, компания имеет достаточные права на достаточный период времени для реализации проекта. И, наконец, в зависимости от ситуации инвестор может захотеть убедиться, что у компании есть свобода действий в отношении патентов, принадлежащих третьим сторонам.

  • Как инвестор на ранних этапах инвестирования может предусмотреть риск потери прав на продукт?

На сегодняшний день существует не так уж много инструментов для того, чтобы оценить этот риск на ранних стадиях инвестирования. Если у стартапа уже есть юридическое лицо, необходимо проверить документы, по которым передавались права на продукт этому юридическому лицу, и дальше, опять же, по официальным документам проследить весь «путь» прав на продукт – как, когда, кому, на каких условиях, в каком объеме они передавались.

Кроме этого, инвестор должен проверить, нет ли судебных тяжб по этому основанию.

На более поздних стадиях инвестирования, инвестор не делает это своими силами: он привлекает юристов и аудиторов, которые проверяют как, кому и в какой форме передавались права на продукт.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о репутационных рисках для инвестора. Утверждение о том, что инвестор, в случае неудачи, теряет только деньги, является мифом. Для инвестора риск потерять достойную репутацию, “связавшись” с ненадежным проектом, очень высок. Именно поэтому для инвестора особенно важно оценить все возможные риски проекта до принятия решения о финансировании и на ранних этапах финансирования.

Автор: Евгений Савельев, партнер юридической фирмы Avitar