Недавно платформа для смешанного изучения математики GIOS получила раунд смарт-инвестиций от UVO Ventures, в размере $400 000. До этого компания развивалась на средства основательницы, финансировании от ангелов, грантах и доходе от деятельности.
Наталья Лимонова, СЕО проекта, написала «шпаргалку» по привлечению смарт-инвестиций в EdTech-проект: на что обращают внимание инвесторы, чем смарт-инвестиции лучше обычных и как избежать ошибок при поиске инвестора.
Деньги для ямы или трамплина?
По данным HolonIQ, за первое полугодие 2021 в EdTech инвестировали $10+ млрд. Для сравнения – за весь 2016 в EdTech инвестировали всего $3,2 млрд. Благодаря пандемии, индустрия образования начала развиваться со скоростью ракет Илона Маска. Означает ли это, что инвестиции в EdTech-проект теперь получить легко? Отнюдь, особенно в Украине. Легче – да, но нам все равно пришлось обойти 12 инвесторов и фондов, прежде чем мынашли финансирование и партнеров, с которыми произошел «коннект». Мало того, – нам посчастливилось привлечь смарт-инвестиции, при которых инвестор вкладывается в проект не только деньгами, но и связями, экспертизой и специалистами.
С чего начать поиск смарт-инвестиций? С цели! Нужно очень хорошо просчитать, под какие метрики, цели и направления вы привлекаете финансирование. Иначе будет как в Алисе из страны чудес: “Если все равно куда вы хотите попасть, то все равно, и куда идти”. Инвесторы прекрасно чувствуют, насколько команда стартапа осознает свою цель, верит в ее достижение, и насколько это реально на самом деле. Задайте себе вопрос: для чего нам инвестиции?
Ошибкой будет привлекать инвестиции, чтобы закрыть «дырки» компании – долги, отсутствие Product Market Fit или счета за офис. Деньги – как бетон, который можно использовать либо для заливания ям на взлетной полосе, либо для создания трамплина, с которого самолет взлетит. Заливать «ямы» – неправильно.
Инвестиции нужно привлекать для масштабирования, а не закрывания дыр.
Поэтому, перед поиском инвестиций ответьте себе на такие вопросы:
- Вы ищете деньги для засыпания «ямы» или постройки «трамплина»?
- Какие цели ставит компания при привлечении инвестиций, в чем они измеряются?
- Какая нужна будет команда, чтобы этих целей достичь?
- Какие финансовые или юридические ограничения нужно снять для достижения этих целей? Открытие представительства на другом рынке, патентование технологии, инфраструктура по GDPR?
- Как достижение этих целей разбивается по статьям расходов? Сколько потратит каждый отдел компании и для чего?
- Есть ли у нас аналитическая инфраструктура для отчетности инвесторам или ее нужно настраивать?
Бизнес-модель GIOS – продажа анимированных интерактивных курсов по математике и критическому мышлению, которые простым языком в игровом формате объясняют детям сложные темы. Целевых аудитории две: B2B – учителя математики и B2C – родители. Также сейчас мы развиваем платформу STEM-репетиторов. Инвестиции мы привлекали для масштабирования по таким направлениям:
- Выход на иностранный рынок. В первую очередь – США, но есть планы и по другим странам.
- Доработку платформы – оптимизации флоу для учеников, репетиторов и учителей.
- Расширение команды: найм разработчиков, сейлзов и продакт-менеджера.
По каждой из этих целей мы прописали KPI и задачи, обосновали их инвесторам. Основной целью является выход на рынок США. Несмотря на огромную конкуренцию, это все равно очень перспективный рынок. Основное преимущество – технологическая «подкованность» населения. В Украине нам нужно было популяризировать смешанное обучение, изменять ментальность людей. А в образовательной системе США объединение офлайна и онлайна давно привычно, школы и родители готовы за это платить.
При выходе на новый рынок инвестору важно понимать, что вы приняли решение не просто «на ощущениях» и открытой информации про страну, а на основе своих экспериментов и эмпирических данных. Мы тестировали американский рынок через создание отдельного лендинга, привлечение туда людей и получение лидов. Параллельно проводили глубинные интервью с родителями, учителями, школами и директорами. И продолжаем это делать, планируем до сотни опросов и интервью. Нам это помогает получать инсайты про боли целевой аудитории, налаживать контакты и закрывать реальные потребности аудитории. Для инвесторов это признак профессионализма команды и большей вероятности успеха проекта.
Сколько времени занимает привлечение инвестиций и какие есть ошибки?
В некоторых случаях поиск инвестиций может занять и до года, с посещением 70-80 инвесторов и фондов. Особенно, если поток пользователей еще невелик, и проект не вышел на международные рынки. В нашем случае это заняло семь месяцев, в общей сложности было 12 потенциальных инвесторов. С какими особенностями поиска финансирования мы столкнулись?
- «Да» не значит «да». Мы получали «да» трижды. С суммой и оценкой, которая нас устраивала. Но три «да» еще не означают, что вы проходите – финансирование мы так и не получали. Поэтому, если вам дали согласие – это еще не значит, что стоит уже расширять команду и вкладывать все ресурсы в развитие технологий.
- Важно не бросаться на первое предложение. Вы ищете людей, с которыми плыть в одной лодке не один год. С инвесторами вы будете обсуждать стратегические решения, предоставлять им отчетность, вместе искать возможности для масштабирования. Поэтому важно, чтобы вы были на одной волне. Если на ранней стадии переговоров чувствуете дискомфорт, и ваши ценности не сходятся – как бы не хотелось быстрых инвестиций, лучше отказывайтесь и ищите дальше.
У GIOS были ситуации, когда нам давали предложение, но я его не принимала, потому что на интуитивном уровне чувствовала дискомфорт, несходство во взглядах. Оглядываясь назад, я понимаю, что отказ был правильным решением. - Готовьтесь к тому, что причину отказов обосновывать не будут. Из всех 12 потенциальных инвесторов отказ нам обосновал единственный фонд – их не интересовал украинский рынок вообще, они инвестировали в компании с уже существующей иностранной аудиторией. Еще несколько фондов мягко сказали, что сфера EdTech не в их зоне интересов. В большинстве случаев нам даже не говорили «нет» – просто просили подождать и пропадали. Поэтому будьте готовы к отсутствию обратной связи, и не бойтесь просить ее сами.
На что смотрят инвесторы и какие вопросы задают?
Due diligence – процесс анализа стартапа перед инвестициями. Его стоит пройти даже тем, кто инвестиции получать не собирается – грамотные инвесторы задают вопросы, которые укажут на слабые места, натолкнут на новые идеи и не раз перевернут ваше представление о своей компании. Какие вопросы чаще всего затрагивают инвесторы?
- Пассионарность основателей и команды. Насколько вы «горите» своим делом, любите и верите в него. Мы очень хотим улучшить образование, и встретили инвесторов, которые разделяют нашу миссию.
- Присутствие на международной арене. Только украинский рынок мало кого интересует. Даже наличие аудитории из других стран постсоветского пространства сильно увеличит шансы на привлечение инвестиций.
- Важно, чтобы сходилась юнит-экономика: доход за жизненный цикл пользователя (LTV) был больше стоимости его привлечения (САС). Хороший показатель – разница в три раза. Инвесторы смотрят разбивку этих метрик по каналам, ведет ли компания такую аналитику.
- Общение с главными людьми в команде. Каждого проверяют на профессиональную экспертизу, оценивают софт-скиллы в общении, слаженность команды. Например, просят описать свой рабочий день, неделю, какие взаимодействия происходят с другими членами команды.
- Смотрят, насколько продакт-менеджер понимает потребности аудитории, видит дорожную карту разработки продукта и его эволюцию.
- Много внимания уделяют технической возможности масштабироваться – для этого опрашивают СТО, смотрят структуру кода.
- Анализируют маркетинговую стратегию по выходу на рынок и масштабированию. Поэтому СМО должен ее подготовить до поиска инвестиций, с оценками объема рынка и бюджетов. Если есть эмпирические данные экспериментов с привлечением пользователей на других рынках – это вообще огромный плюс.
Что прячется в приставке «смарт» и в чем преимущество таких инвестиций?
Смарт-инвестиции – это когда инвесторы вместе с финансированием предоставляют экспертизу, инфраструктуру и услуги. Так стартап получает опыт и возможности инвестора, а инвестор увеличивает шансы вернуть деньги – все довольны.
После семи месяцев поисков мы подписали Term sheet на 400 000+ смарт-инвестиций от UVO Ventrures. Плюс после цифры стоит, потому что при достижении определенных показателей оценка компании и сумма инвестиций будет увеличиваться. Основная часть ресурсов – деньги, меньшая – «Smart Money Package», услуги, необходимые нам для масштабирования.
Нам посчастливилось встретить команду UVO Ventures, потому что их приставка «смарт» стала для GIOS недостающим для нас пазлом. У них большой опыт ведения бизнеса в США, в сфере EdTech, что облегчает нам выход на этот рынок. Мы получили юридическую поддержку – открываем представительство в Штатах и решили проблемы с кражей контента в Украине. С помощью рекрутеров компании быстро доукомплектовали GIOS-команду, нашли разработчиков, финансиста, заканчиваем поиск сейлзов. Один из актуальных векторов развития для нас – улучшение самого продукта и пользовательского опыта, с этим также помогает продакт-менеджер со стороны инвесторов. Вишенка на тортике – доступ к аналитикам фонда, которые помогают нам составлять анкету для исследований на американском рынке и проводить их.
Как происходит отчетность? Раз в месяц проводим стратегическую сессию, на которой присутствует представитель инвестора. На ней замеряем основные метрики: CAC, LTV, динамику по школам, учителям, пользователям, репетиторам. Анализируем предыдущий месяц, планируем и ставим цели на следующий. В таком формате инвестор действительно становится партнером и здорово помогает своей экспертизой.
“Почему мы согласились инвестировать в GIOS? Скажу прямо: если бы мы смотрели только на метрики компании, то партнерство вряд ли бы состоялось. Но, инвестируя в проект, мы в первую очередь оцениваем команду: экспертизу в индустрии, «боевой дух», сильные и слабые стороны. После этого мы смотрим на себя: а что мы можем дать этой команде кроме денег, поможет ли наша инфраструктура и опыт этому стартапу? Важно, чтобы экспертиза нашей команды и проекта не слишком пересекалась – так мы сможем дать стартапу больше пользы, закрывая его слабые места”, – комментирует Алексей Козенко, партнер UVO Ventures.
GIOS понравились по большинству критериев. У команды сильная экспертиза в обучении детской математике. Планы выходить на американский рынок образования, на котором мы работаем давно и плотно. То, что команда проекта из «подручных средств» собрали MVP, который неплохо работает на украинском рынке – очень хороший показатель. Еще один фактор «за» – специализация на математике. Мы делали много исследований по тьюторингу в Америке, Китае – на этот рынок практически невозможно зайти с общей платформой поиска репетиторов, слишком большая конкуренция. Но именно специализация на узком предмете является конкурентным преимуществом. Ну и главное – команда GIOS знает свое дело, и горит им, что часто является основным фактором успеха.
Поэтому, после общения с Натальей мы проанализировали, что можем дать GIOS, чтобы повысить шансы на успех проекта. Наша философия не просто «дать деньги – получить деньги», это только часть цели. Мы также инвестируем в стартап опыт, помогаем расти, и учимся сами.
В итоге, вместе с деньгами мы предоставили GIOS доступ к своей инфраструктуре и специалистам, которые как раз специализируются на выводе образовательных проектов на рынок США. Для GIOS это помощь в открытии компании, построении стратегии, маркетинге и продакт-менеджменте. Резонно, что наши человеческие ресурсы ограниченны, поэтому мы инвестируем только в 2-3 проекта в год. В этом году, например, таким же образом приняли решение инвестировать в курсы программирования GoIT.
Какие планы по работе с GIOS? Полгода-год плотно работать с «прокачкой» проекта, потом смотреть на результат. Мы понимаем степень риска, процент «смертности» стартапов на такой стадии очень высок. Смарт-инвестиции – это как раз про уменьшение степени этого риска. Вполне возможно, что следующий раунд инвестиций может быть уже с другими инвесторами, и мы только заинтересованы в том, чтобы в проект входили большие игроки с правильной философией. Для нас инвестиции – это не только про деньги, здесь еще должна быть и миссия, желание развивать рынок.
Если бы у меня была машина времени, искала ли бы я инвестиции иначе?
Да. Делала бы все быстрее и эффективнее. Подытожу основные выводы, которые могут помочь другим компаниям в поисках финансирования.
- Лучше прощупать почву по выходу на другие рынки ДО поиска инвесторов. Запустите лендинг, рекламу, проведите интервью. Стоит это относительно недорого, но увеличивает оценку компании, привлекает инвесторов.
- Если есть уже работающая бизнес-модель – фокусируйтесь на ней, не стоит распыляться на новые гипотезы и эксперименты. Мы много времени потратили на работу с разными аудиториями, моделями подписок, каналами. С одной стороны, это дало нам больше информации, с другой – заняло много времени и ресурсов, это было необязательно. У нас уже была модель, которая генерировала основной доход – B2B продажи.
- Исследования аудитории делать не только через разговор, а и через кошелек. Эти данные намного красноречивее озвученных в глубинных интервью намерений. Как я люблю говорить: «не верьте своему клиенту только на слово, верьте смске о поступлении денег на счет». Инвесторы аналогично больше верят не данным из интервью, а цифрам. Желательно со знаком доллара перед ними.
- После 2-3 отказов не останавливайтесь, это только разминка. Конечно, кажется, что столько души, времени вложили в переговоры – могут опуститься руки, прийти мысли, что ничего не сдвигается с места. Не сдавайтесь! Помните, что часто стартапу нужно обойти несколько десятков инвесторов перед тем, как найти своего.
- Приходите не с улицы. Холодные имейлы работают плохо. Найдите общих знакомых с инвесторами, попросите рекомендацию. Хорошо, когда есть ментор или бизнес-ангел, который может вас познакомить. На узнаваемость неплохо работают выступления на событиях, публикации в СМИ. Ищите общие контакты через Linkedin – нередко теплые выходы инвесторов могут оказаться у ваших близких знакомых.
- Да – не всегда да. Согласие инвестора не означает сотрудничество. Это может быть и «нет», просто завуалированно, вежливо, чтобы оставить ниточку. Поэтому не открывайте шампанское раньше времени.
- Ищите «своего» инвестора, с которым совпадают ценности, цели, рынки. Это обезопасит вас от многих неприятностей в будущем и придаст дополнительную вашей «ракете».
Оглядываясь назад, я понимаю, что искать инвестора до нахождения «своего» было правильным решением, и семь месяцев поисков полностью себя оправдали. Если у вас стоит выбор между вовлечением сугубо денежных инвестиций или «смарт» – однозначно стоит выбирать второе. Так, кроме денег, вы получаете еще и партнера, с экспертизой, плечом и связями.
Автор: Наталья Лимонова, основательница и СЕО GIOS