Компания Fozzy Group запускает собственный mobile-only банк — «Власний рахунок» или сокращенно БВР (Банк «Власний рахунок»). Он будет работать на лицензии банка “Восток”, который входит в Fozzy Group.
Нейминг объясняется тем, что мобильный банк будет работать в тесной связке с программой лояльности, которая имеет такое же название: клиенты «Сільпо» смогут получать больше баллов за свои покупки и тратить их на новые покупки.
Редактор AIN.UA оформила себе виртуальную карту БВР и рассказывает о новом необанке и его отличиях от других схожих продуктах на рынке.
Для начала несколько интересных фактов о Банке “Власний рахунок”, которые рассказала редактору AIN.UA руководитель проекта БВР Кристина Кармазина.
- В Fozzy Group работали над запуском собственных припейд-карт еще в 2016 году. Разработка непосредственно БВР ведется около года.
- Последние полгода БВР работал в бете — карты предлагали тестировать сотрудникам, партнерам, некоторым лояльным клиентам. По итогам бета-тестирования, в котором участвовали несколько тысяч пользователей, 70% выбрали виртуальную карту, а не пластик.
- Запуск проекта планировался на сентябрь, тогда же собирались запустить маркетинговую кампанию, поставить карты в прикассовые зоны “Сильпо”. Но еще в середине августа на новый мобильный банк обратил внимание сооснователь monobank Олег Гороховский, новость растиражировали СМИ.
- Сейчас БВР доделывает некоторые функции, в частности, видеоидентификацию клиента. Окончательный релиз планируют на сентябрь.
Регистрация
Чтобы получить карту, нужно скачать приложение из AppStore или Google Play. Сам процесс регистрации очень быстрый: после верификации номера телефона по SMS и заполнения коротенькой анкеты, предлагается сфотографировать оригиналы документов (паспорт и ИНН) на смартфон.
Процесс проверки документов может занять до нескольких часов, в моем случае проверка затянулась, поскольку сперва я попыталась сфотографировать сканы паспорта, а не оригинал. Не прокатило, БВР попросил все переделать, и на этот раз проверка заняла не более часа. После чего мне предложили выбрать карту.
Выбор между двумя вариантами:
- виртуальная карта;
- пластик.
Здесь важный момент: если вы сразу выбираете пластик, вы не сможете пользоваться БВР, пока не заберете карту в ближайшем отделении Justin (служба доставки, входит в Fozzy Group). Удобные варианты выдачи приложение покажет на карте.
Хотя сеть Justin на сегодня уже достаточно разветвленная, пока карты БВР выдают не в каждом отделении. В моем районе, например, чтобы получить карту, до точки выдачи нужно, что называется, добираться.
Как бы мне ни хотелось обладать стильной картой (пластик БВР выполнен в лаконичном дизайне в серебристом цвете), я решила изменить выбор в пользу срочности – и заказать виртуальную карту. Но в приложении это сделать нельзя: пришлось обращаться в службу поддержки. Поскольку мое обращение совпало с государственными выходными, проблема решилась только спустя несколько дней: в приложении мне предложили завершить оформление виртуальной карты.
На этом этапе нужно согласиться с условиями и тарифами (об этом подробнее – ниже) и подписать договор. Никаких КЭП или “Дія.Підпис” не понадобится – приложение просто предложит изобразить роспись пальцем прямо на экране смартфона. Вероятно, при оформлении пластика документы пришлось бы подписывать на отделении Justin в бумажной форме.
Если вы ФОП, ваш счет, согласно требованию законодательства, сразу же сообщат налоговой. Об этом приложение предупреждает еще до завершения регистрации.
Кстати, корпоративных счетов в БВР не будет – по крайней мере пока. Банк концентрируется на физлицах.
Осталось придумать PIN-код. Как и у всех остальных банков, он состоит из 4 цифр. Также приложение просит разрешения отслеживать геопозицию пользователя, чтобы лучше подсказывать ему, где ближайшее отделение или выгодное предложение. Я выбираю опцию “разрешить только во время использования”.
Регистрация окончена – карта появилась в приложении. Но воспользоваться ею сразу не получилось – кредитный лимит начислили только спустя несколько часов. Возможно, это связано с тем, что БВР все-таки еще в бете, не все процессы работают как часы.
На моей карте появилось 7000 грн кредита. Почему именно такая цифра – непонятно, и хотя на сайте заявлены кредитные лимиты до 100 000 грн, для теста этой суммы мне более чем достаточно.
Сразу отметим, что все карты БВР – исключительно Masterсard. Карта – дебетовая, а не кредитная. Соответственно, кредит предоставляется в формате овердрафта.
Виртуальная карта дает все те же возможности, что и пластиковая, с некоторыми ограничениями. Например, по ней недоступна функция “Назбиратус”. Это аналог сервисов “Копилка” в “Приват24” или “Банки” в mono. По ней у БВР заявлено 7% годовых на остаток.
Отличительные особенности банка «Власний рахунок»
Интерфейс приложения выглядит достаточно привычно для пользователя, который уже имеет опыт работы с мобильными банками. В верхней части экрана мы видим свою виртуальную карту, которая выполнена в синем цвете, ее номер и баланс.
Чуть ниже — основные возможности: пополнение, переводы, наличные, реквизиты. Далее — блок с историей платежей и “цікавинки” (чисто информационный блок, но его можно изменить под себя). Кнопкой “Изменить” можно кастомизировать главный экран: добавить шаблоны, удалить или добавить разделы на свое усмотрение.
По клику на карту она перевернется, и мы увидим меню управления картой, а также срок ее действия и секретный код.
По клику на кнопку “Платежи” откроется целое меню с разными видами платежей.
Пополнение мобильного или перевод с карты на карту осуществляется по тому же принципу, что и в mono. Комиссии за такие платежи не взимаются, как и за коммунальные. И тут пока БВР до конкурентов не дотягивает: нельзя просто ввести название организации и оплатить коммуналку, услуга доступна по очень ограниченному количеству ЖК или коммунальных компаний. Возможно, к выходу из беты это исправят.
По клику на человечка в верхнем левом углу отроется меню аккаунта. Здесь можно выполнить несколько второстепенных настроек, посмотреть тарифы, однако на мой взгляд больший интерес представляет реферальная программа “Кава з друзями”: можно пригласить друга и получить 5000 балов на бонусный счет. Человек, который оформит карту по реферальной ссылке, также получит 5000 баллов.
Служба поддержки доступна в популярных мессенджерах и по телефону.
Условия банка «Власний рахунок»
Основная фишка БВР — интеграция в банкинг программы лояльности “Сильпо”.
Совершая покупки в сети магазинов, клиенты “Сильпо” накапливают баллы, которые раз в три месяца превращаются в денежный бонус, который можно отоварить. На сегодня программой лояльности “Власний рахунок”, по данным Кристины Кармазиной, пользуются более 14 млн украинцев.
Карты БВР автоматически привязываются к закрепленному за пользователем аккаунту в программе “Власний рахунок” по номеру финансового телефона. После этого процент от всех транзакций по карте засчитывается в виде баллов по программе лояльности:
- 1% от любых платежей,
- 2% – оплаты в “Сильпо”,
- 5% – оплаты в интернет-магазине silpo.ua.
Обналичить баллы держатели БВР-карт могут не раз в квартал, а ежемесячно. Это — вместо кэшбэков — как в monobank или izi. Держатели карты получают также специальные предложения. Например, за активацию карты мне предложили бесплатную доставку продуктов, а за оплату покупки этой же картой начислили +56 баллов на “Власний рахунок”.
Карта лояльности интегрирована в банковское приложение. В верхней части пользователь видит общее количество накопленных баллов и может открыть полную статистику по клику на значок. А если нажать на яблочко внизу, откроется личный кабинет “Власного рахунку” с QR-кодом карты лояльности и списком активных специальных предложений.
В остальном, у карты БВР те же преимущества, что и у других украинских необанков: бесплатное пополнение мобильного, коммуналка и обслуживание виртуальной карты. Р2Р-платежи также бесплатны при условии, что перевод осуществляется за счет собственных, а не кредитных средств. При использовании кредитных средств комиссии – от 4% в зависимости от операции.
Кредитный лимит в БВР обещают до 100 000 грн под 0,00001% годовых с льготным периодом до 62 дней. При этом, обязательный ежемесячный платеж составляет 4% от суммы задолженности.
Снять наличные или пополнить БВР можно бесплатно на кассах “Сильпо”, Ringoo, Justin или через кассы и терминалы банка “Восток”. Также можно пополнить счет с карт других банков прямо через приложение – БВР за такое пополнение комиссию не взимает, но ее могут взимать другие банки на своей стороне. Например, комиссия “ПриватБанка” за пополнение стартует от 5 грн.
Конкуренция
По словам Кармазиной, конкурировать с monobank и другими необанками БВР не будет. Напротив, в Fozzy благодарны коллегам за то, что они подготовили и разогрели рынок для прихода новых проектов.
“Вопрос не в конкуренции, вопрос в том, кто и для чего использует monobank, а для чего используют нас. бренд «ПриватБанк» ассоциируется со стабильностью, это государственный банк. monobank – удобный, быстрый. И мы не будем драться с ними за их лояльных клиентов, рынок очень большой. Есть много людей, которые мучаются до сих пор с устаревшими банками и готовы перейти на диджитал-историю к бренду, которому они могут доверять. А бренд “Сильпо” – это именно такой бренд”, – говорит Кармазина.
Инвестиции в проект не раскрывают. По словам Кармазиной, тут два направления: в разработку и в кредитование. И по итогам беты, остатков по “Назбиратусам” клиентов (грубо говоря, по короткосрочным депозитам) у БВР достаточно, чтобы обеспечить кредитование.
Бизнес-модель у БРВ стандартная для мобильных банков:
- Транзакционная активность. Банк зарабатывает на interchange с каждого платежа.
- Кредитование: за счет комиссий, повышения количества транзакций.
- Небанковские продукты: продажа билетов, страховок и т.д.
Но чтобы заработать на этом проекте, нужно привлечь очень много клиентов. В первую очередь, целевая аудитория БВР – пользователи карт лояльности “Власний рахунок”. На сегодня у “Сильпо” 14 млн регулярных гостей или 7 млн семей, зарегистрированных в программе лояльности.
Впечатления от банка «Власний рахунок»
В целом БВР приводит приятное впечатление, некоторые детали нужно доработать, но и проект еще находится в стадии beta. Поскольку я уже являюсь пользователем программы лояльности “Сильпо”, мне понятна выгода, которую дает БВР. Для пользователя вне экосистемы Fozzy Group кэшбек-система других мобильных банков может показаться более привлекательной.