В середине сентября в США прошло большое IPO. Стартап Toast, который предоставляет программное обеспечение ресторанам, провел первичное размещение. В первый же день капитализация выросла с $20 млрд до $30 млрд, а сама команда несколько раз поднимала стоимость акций для первичного размещения. Редакция AIN.UA коротко рассказывает, как всего за год платформа из, казалось бы, упадочного состояния выросла в несколько раз. 

Круг замкнулся

Издание CNBC обратило внимание на необычный факт истории Toast: компания выжила и выросла благодаря технологии, которую придумала десять лет назад. 

История Toast началась в 2012 году. Стив Фредетт, Аман Наранг и Джонатан Гримм работали в компании Endeca, пока ее за $1 млрд не выкупила Oracle. Коллеги решили взяться за собственное дело и основали компанию, которая предлагала ПО для заведений. Наработки тестировали на местных кафе и ресторанах. 

Toast-4

Первоначально их проект ориентировался на мобильные платежи, когда сделать заказ и оплатить можно было с помощью одного только смартфона. Идея приживалась очень сложно: меню тогда были бумажными, интеграция ПО ресторанов плохо сочетались с новыми разработками под смартфоны. В связи с этим команда решила доработать идею и самостоятельно взяться за разработку как софта, так и железа. Другими словами, Toast предложил как оборудование, так и программное обеспечение для него. 

Toast-3

Интересный момент в истории компании — отказ от продуктов Apple. Тогда рестораны часто применяли iPad в качестве кассовых аппаратов для бизнеса. Это и сегодня частая история в Украине, например. Но команда Toast решила действовать иначе и выбрала Android. Свой выбор они аргументировали закрытостью системы iOS и невозможностью ее кастомизации. Как следствие, никакой гибкости и контроля. 

Несмотря на все сложности, выбор платформы Android дал свои плоды: компания разработала свой кассовый аппарат, мобильные устройства для официантов, ПО и так далее. И полностью контролирует все, над чем работает. Клиенты довольны: сегодня сервис Toast используется в 48 тысячах заведений. Общий объем платежей, который прошел за последние 12 месяцев — $38 млрд, причем за последние полгода — около $24 млрд. Выручка компании за этот же период — $700 млн. 

Toast-2

Начало 2020 года стало для компании сложным. В феврале компания закрыла раунд с оценкой в $4,9 млрд и планировала активный рост. Но весна ознаменовала начало пандемии, рестораны закрылись, выручка сократилась на 80%. Чтобы выжить, компании довелось сократить число сотрудников в два раза. 

А еще, команда Toast вернулась к тому, с чего начинала — мобильные платежи. В пандемию рестораны перешли на формат точек выдачи/доставку, запустили мобильные меню и разрешили оплачивать заказ прямо в мобильном. Идея, которая не прижилась в 2012 году, стала востребованной в 2020-м. Возобновив полноценную работу, часть уволенных сотрудников пригласили обратно в команду. «Вернулись к тому, с чего начинали. Круг замкнулся», — сказал один из основателей компании. 

Финансы Toast

За время существования проект суммарно привлек $900 млн инвестиций:

  • 2015 / Раунд А — $3 млн
  • 2016 / Раунд B — $30 млн
  • 2017 / Раунд С — $101 млн
  • 2018 / Раунд D — $115 млн, оценка — $1,4 млрд
  • 2019 / Раунд E — $250 млн, оценка — $2,7 млрд 
  • 2020 / Раунд F — $400 млн, оценка — $4,9 млрд

IPO

В 2021 году компания собралась на IPO. Оценка бизнеса на вторичном рынке уже выросла до $8 млрд. Сам рынок оживал, компания активно росла и развивалась. К тому же, ожидалось, что через IPO компании удастся привлечь еще несколько сотен миллионов долларов финансирования. Результаты оказались выше ожиданий. 

Toast-1

Первоначально компания Toast планировали выводить на биржу по цене $30 за акцию и капитализацией в $16 млрд. Компания бы привлекла около $700 млн инвестиций. Но из-за большого спроса цену размещения подняли сначала до $33 за акцию, а затем до $40 за штуку. Интерес к платформе у инвесторов есть: рынок только в США оценивается в $900 млрд, глобально — несколько триллионов. 

Компания вышла на биржу с капитализацией под $20 млрд. В первый же день ее акции выросли до $60, капитализация подскочила до $30 млрд. Каждый из трех основателей Toast стал миллиардером.