СЕО медицинской информационной системы Helsi Евгений Донец рассказал о том, как летом 2021 года, вместе с МОЗ, Минцифрой и врачами частных и государственных клиник организовывали процесс онлайн-записи населения вакцинацию с выдачей цифровых сертификатов.

Евгений Донец. Фото предоставлено автором


Основные факты про Helsi.me

Helsi.me – это сервис записи на прием к врачам и хранения медицинских данных, который появился в 2016 году, вместе с реформой медицины. Тогда на рынке HealthTech уже существовали сервисы записи на прием, но они работали в основном с частными клиниками. А вот государственный сектор, медицинскими услугами которого пользуется 85% украинцев, был “чистым нецифровизированным полем”.

Сегодня с Helsi.me:

  • работает 1300+ частных и государственных больниц,
  • 49 000 врачей,
  • ежемесячно мы регистрируем запись на прием для 6 миллионов людей,
  • наше приложение скачало миллион новых пользователей за 3 месяца лета.

Букинг на прием – это одна из основных функций Helsi.me. И как показал этот год, эта функция очень пригодилась в организации вакцинации от коронавируса.

Вакцинация от коронавируса в Украине: как организовать?

Такая задача была поставлена впервые и никто толком не понимал, как лучше все организовать. Изначально планировалось, что в процессе вакцинации будут задействованы:

  • Министерство охраны здоровья,
  • Национальная служба охраны здоровья
  • и Минцифра.

Если помните, в феврале все желающие получить вакцину должны были отправить заявку в “Дія”, а “Дія” обещала отправить уведомление о возможности вакцинации, как только она появится.

По факту отправленные заявки в “Дія” всего лишь показали спрос на прививки от коронавируса среди украинцев и, возможно, дали Министерству понимание нужного объема закупки. Потому что когда первые вакцины для массовой вакцинации прибыли в Киев, в “Дія” все еще не было механизма записи на вакцинацию.

Обуздать хаос онлайном

Когда открыли первый центр массовой вакцинации в Международном выставочном центре в мае, людям приходилось стоять в живой очереди по 5 часов.

Ситуация была критичной, и мы предложили городу помощь – организовать онлайн-запись, которая, по нашему опыту, гарантировано упорядочивает хаос с очередями. Ведь если получилось это сделать в государственных клиниках, то почему не получится с вакцинацией?

Первую возможность онлайн-записи в МВЦ открыли 8 июня. И все 2000 свободных слотов улетели за 10 минут.

Несмотря на запись на конкретное время, поначалу люди все равно приходили за 2 часа до открытия центра, так как боялись пропустить свою очередь. Кроме того, сохранялась и “живая” очередь – для тех, кто не успел подать заявку онлайн. И если в этой живой очереди находился кто-то особо буйный и наглый, очереди могли смешаться – и тогда все наши старания по организации процесса нивелировались. 

Здесь и далее фото: Helsi.me

К нам на помощь пришла Муниципальная охрана – суровые большие мужчины в зелено-коричневой форме одним только выражением лица не допускали даже мысли о том, чтоб пройти без очереди или не в свое время. Никаких серьезных инцидентов с нарушителями порядка не было, и в целом весь процесс проходил достаточно спокойно.

Летом на улице было +35 в тени, и стоять в любой очереди было не просто некомфортно, но и опасно. Поэтому у себя в Telegram-канале мы показывали пользователям состояние очереди и информировали о том, насколько быстро она продвигается и стоит ли в конкретный день приезжать в МВЦ.

Как правило, больше всего людей было утром, и к полудню “живая” очередь расходилась. Но бывали дни, когда наплыв людей случался после обеда. Даже несмотря на то, что МВЦ работал до 17:30, врачи оставались дольше, чтоб вакцинировать всех желающих. 

Сначала Международный выставочный центр работал только по выходным, но потом его график работы постепенно расширялся, количество мест для онлайн-записи увеличивалось, и вскоре “живая” очередь исчезла совсем.

Сегодня центры вакцинации по данным из Helsi могут точно понимать, какое количество вакцин нужно иметь каждый день, а организация работы врачей и волонтеров стала в разы легче.

Вакцинация сегодня: запись – онлайн, данные – в смартфоне

Сегодня в Киеве работает 279 пунктов вакцинации:

  • 264 – в государственных поликлиниках,
  • 5 – в частных клиниках,
  • 14 массовых центров вакцинации.

Сегодня можно, например, пойти в торговый центр или “Эпицентр” и заодно еще и вакцину сделать.

Онлайн-запись на вакцинацию через Helsi доступен не только в Киеве, но и в других городах. Так записаться на прививку можно в Одессе, Харькове, Львове и Львовской области, Запорожье, Ровно, Черновцах, Белой церкви и Полтаве.

Всего с момента запуска онлайн-записи на прививку записалось 872 000 человек.

Почему не всегда генерируются сертификаты в “Дія”

Несмотря на то, что мы давно работаем с онлайн-букингом и передачей данных в ЭСОЗ (Электронная система охраны здоровья – центральный государственный компонент, который хранит все медицинские данные пользователей), сам процесс участия в организации вакцинации достаточно трудоемкий. Мы присутствовали во всех созвонах по проведению и запуску, и этот процесс координации между разными участниками до сих пор не завершился. У нас каждый день появляются новые пункты, вносятся новые графики.

Если у пользователей появляются любые проблемы, они обращаются за помощью в Helsi. Даже если вопрос нас не касается. Например, как только “Дія” объявила о запуске сертификатов с QR-кодом, у более чем у 20% пользователей приложения Минцифры появились сложности с его загрузкой. И большая часть запросов свалилась на нас.

Дело в том, что “Дія” генерирует сертификаты с кодом на основе данных из ЕСОЗ. Однако у этого приложения более жесткие требования данным. Например, в “Дія” номер вакцины должен совпадать с реестром вакцин, а так как реестров на старте вакцинации не было, и врачи могли делать механические ошибки, сейчас “Дія” может не распознавать такие данные. Исправить ошибку может или семейный врач, или врач, который проводил вакцинацию – но тоже далеко не всегда это позволяет пользователю успешно сгенерировать сертификат.

Сегодня, согласно Постановлению Кабмина, юридическую силу имеют только сертификаты в “Дія”, но так как более 20% пользователей никак не могут решить свои проблемы с отображением QR-кодов и верификацией, местные власти могут принимать решение о дополнительных источниках подтверждения прохождении вакцинации, например – приложении Helsi.

У нас требования к данным отличаются, и процент обращений по поводу не отображения данных о вакцинации в приложении в разы ниже.

Как участие в кампании по вакцинации населения повлияла на бизнес Helsi

Многие запросы по сертификатам попадают к нам. Даже если в городе закончилась вакцина, то об этом почему-то спрашивают Helsi, а не МОЗ. Это не наша проблема, мы все равно стараемся помочь, ввиду чего нам пришлось существенно усилить свой сервис-деск – не только людьми, но и чат-ботами, которые позволяют закрывать в автоматическом режиме до 85% запросов.

Все наши усилия  не прошли даром – приложение Helsi, которое хранит данные о вакцинации, скачали 1,3 млн пользователей. Сейчас мы активно разрабатываем возможные варианты монетизации функций приложения. Но базовые опции – запись на прием и хранение данных – обязательно остануться бесплатными.

Также, несмотря на то, что мы не получали никакого финансирования за организацию онлайн записи на вакцинацию, наша инициатива помогла укрепить взаимоотношения с партнерами.

Медицинская информационная система Helsi продается для частных и государственных клиник как SaaS-продукт, и наша активность летом очень позитивно сказывается на процессах продления контрактов, особенно в государственном секторе.

Автор: Евгений Донец, СЕО медицинской информационной системы Helsi