FIFA 22. Еще не революция, но уже заметный шаг вперед

4626

1 октября вышло традиционное обновление футбольного симулятора от компании EA Sports — FIFA 22. То, что EA умудряется каждый год продавать одну и ту же игру (а в PS Store она обошлась мне в 2099 грн) — уже стало мемом. Начиная с FIFA 18 отзывы из года в год практически не меняются, как и сам симулятор. 

Но в этот раз EA действительно постарались. FIFA 22 приятно удивляет на консолях нового поколения и, что еще важнее, заметно улучшила геймплей. Это точно не революционная игра, но с каждым матчем разница между ней и предыдущими версиями становится все заметнее.

Журналист AIN.UA, который играет в FIFA с 1996 года, рассказывает о том, какой получилась новая часть самого популярного футбольного симулятора в мире. 

fifa-22-1

Визуальный прогресс

Главной маркетинговой фишкой новой FIFA стала система захвата групповой анимации, которую применили впервые. Если раньше информацию с датчиков снимали по отдельным игрокам и таким образом формировали их повадки в игре, то в этот раз команда EA попробовала зафиксировать полный матч. То есть данные снимались со всех одновременно и в соотношении друг к другу.

Но обновленную графику выкатили только на консоли нового поколения. Зарубежные аналитики и счастливые владельцы PS5 говорят, что разница действительно заметна. Помимо анимаций, она проявляется еще и в движении формы на футболистах, их волос, бликов на мяче, лицах и тому подобное. Убедится можно самостоятельно – на ютубе уже достаточно роликов со сравнениями.

Я играю на PS4 Pro, поэтому не могу сказать, что ощутил разницу в графике между этой и предыдущей (да и предпредыдущей) игрой.

Меню, интерфейсы, логика движения между элементами игры – все осталось практически таким же. Конечно, компания каждый год меняет базовы цвет (в этот раз – салатовый) и расположение элементов в меню. Но называть это сколько-то серьезным апдейтом было бы глупо.

fifa-22-2
FIFA 22 (В меню)

Статистика

Главная радость для футбольного гика – статистика. И если настоящий футбол уже давно оперирует кучей дополнительных показателей, помимо количества голов, владения мячом, желтых карточек и угловых, то FIFA долгое время оставалась вне этого тренда.

В FIFA 22 статистики стало настолько много, что ее можно изучать дольше, чем играть матч. Самые заметные обновления – ожидаемое количество голов (он же xG), особый упор на количество и результативность пасов и тепловые карты игроков. 

fifa-22-3
FIFA 22 FUT Rivals (В меню)
fifa-22-4
FIFA 22 FUT Rivals (В меню)

Режимы

FIFA всеми силами старается совмещать в себе два жанра: симулятор и аркада. С симулятором все понятно – в этой нише продукт EA абсолютный фаворит. Единственный конкурент в виде PES облажался с выходом eFootball, которым лишь укрепил позиции своего конкурента.

Карьера

А вот с аркадой сложнее. Режим тренера/менеджера в карьере все еще далек от совершенства. Football Manager остается фаворитом у футбольных гиков. В то же время режим менеджера в FIFA практически не меняется уже лет пять. Из прошлогодних новшеств сохранился режим тренировки и прокачивания отдельных скиллов у игроков. 

Зарубежные критики отмечают, что режим карьеры за игрока стал приятнее и логичнее. Также появилось дерево скиллов, которые можно отдельно прокачивать, прямо как в RPG-аракадах. Сам я никогда не проходил карьеру за игрока, поэтому сравнить не могу.

Самое заметное новшество в режиме карьеры – возможность создать полностью новый клуб с нуля. Процесс довольно занимательный – можно выбрать фирменные цвета, форму, стадион и другие приятные штуки. Дальше компьютер дает самостоятельно создать набор игроков, с которым предстоит достичь невиданных вершин (или расстаться на трансферном рынке).

fifa-22-5
FIFA 22 Карьера (В меню)
fifa-22-6
FIFA 22 Карьера (В меню)
fifa-22-7
Выбрав цвета AIN получилось довольно патриотично
fifa-22-8
FIFA 22 Карьера (В меню)

Задумка классная. Вот только играть за 11 безликих биороботов как-то грустно. Все равно хочется вернуться к живым людям, даже если это будет Ньюкасл или Норвич.

VOLTA

Поэтому основную аркадную миссию в офлайн-режиме взяла на себя VOLTA. VOLTA – режим уличного футбола, который появился в FIFA 20

Если раньше это просто был режим, в котором можно было поиграть в мини-футбол на небольших полях, то теперь это полноценная карьера, но с другими механиками. В VOLTA нужно создать своего аватара, раскачивать его, выполнять задания во время матчей, побеждать в турнирах, как играя за команду, так и только за себя. Все это очень занимательно, особенно когда устаешь от «большого» футбола. 

fifa-22-9
FIFA 22 VOLTA FOOTBALL (В меню)
fifa-22-10
FIFA 22 VOLTA FOOTBALL (В меню)

В своих гайдлайнах EA пишут, что главная задача VOLTA – научить юзера круче дрибблить и чувствовать игроков. И это действительно работает, а аркадная составляющая развлекает.

Подключив онлайн вы собираетесь в команды из отдельных игроков, где каждый играет за себя. На практике вместо попыток выстраивать какие-то комбинации каждый пытается продемонстрировать как же много финтов он знает, и игра клеится так себе. В общем, довольно реалистичный режим.

Также добавились новые режимы VOLTA ARCADE, в котором можно поиграть сразу в несколько мини-игр: вышибалы, теннис-бол, диско-лава, быстрый гол, от стены на вылет, игра на удержание, тир и по углам. Большая часть из них (помимо вышибалы и теннис-бола) напоминает более прокачанные версии испытаний на навыки, в которых игроки привыкли играть во время загрузки матчей.

Нюанс в том, что для того, чтобы поиграть в VOLTA ARCADE, у вас должны быть друзья, хотя бы один, с которым вы скооперируетесь в команду. Если друзей нет – ничего не получится. 

FUT

Благословение и проклятие последних версий FIFA – режим онлайн-игры FIFA Ultimate Football (для того, чтобы в него поиграть понадобится подписка на PS Plus). А дальше начинается помесь симулятора футбольного менеджера, валидольных баталий на поле и карточной игры в Pokemon.

На старте вы должны выбрать вокруг чего будете строить команду – определенного чемпионата или страны. А дальше начинается игра в карты.

Нужно торговаться на трансферном рынке за карточки игроков, которых вы хотите, и покупать их за монетки, которые вы выигрываете в матчах. Начинать будете в низшем дивизионе, чтобы играть с себе подобными. Ну а дальше – чем лучше, тем больше монеток и респекта от пацанов. Вы поднимаетесь в дивизионах, получаете возможность участвовать в разных плейоффах и собираете команду мечты.

fifa-22-11
FIFA 22 Центр FUT (В меню)
fifa-22-12
FIFA 22 FUT Rivals (В меню)
fifa-22-13
Вот так удача!

Казалось бы идеальная система, но именно тут включается неравенство капитализма. EA уже давно и крепко критикуют за то, что они занимаются вымогательством. Основная модель – покупать внутреннюю валюту и покупать «бандлы» – наборы, в которых может попасться крутой игрок. А может и не попасться – прямо как бустерах MTG.

Если есть достаточно желания и денег, можно накрафтовать команду, набитую всякими Мбаппе и Пеле уже со старта. Правда обойдется это недешево. Играть вы будете в том же дивизионе, но с таким составом выйти из него будет гораздо проще, раскидывая команды со средним рейтингом до 80.

Можно инвестировать свое время и скиллы, и зарабатывать очки честным трудом. Это сложнее, но FUT устроен настолько грамотно, что затягивает с головой. На трансферном рынке можно торговать даже со специального приложения на телефоне, лишь бы не упустить классного игрока. А торгуются они по аукционной системе. 

В общем, не даром в FUT компания зашила ограничитель времени, который можно включать на участие в этом режиме. Я и сам сейчас пишу этот текст и оглядываюсь на монитор, не перекупили ли моего Пиоли, которого я очень хочу тренером. 

Саундтрек

Есть одна составляющая, в которой FIFA не проседала никогда. Более того, с ней она вышла далеко за пределы мира геймеров и поклонников футбола. Это саундтрек. Уже в нулевых FIFA стала трендсеттером и улавливала музыкальные тренды раньше большого кино, телевидения и даже радио. К примеру, именно в FIFA впервые на массовую аудиторию прозвучала Supermassive Black Hole от Muse или же Fire от Kasabian, которая вскоре стала гимном Английской Премьер-Лиги. 

В этом году FIFA продолжают держать планку. В аудио россыпь актуальных британских артистов, интересного полуандаграунда, нетипичных треков от суперзвезд и даже снобского гламура.

И это не случайность, а четкая стратегия руководства. Музыкальный директор EA Стив Шнур говорил: «Футбол не должен звучать как We Are The Champions. Спорт не должен звучать только как Guns’n’Roses. Мы хотим, чтобы футбол звучал как The Strokes».

Еще в прошлом году игра ухватилась за инди-звезд Glass Animals, сделав их Heat Waves заглавной песней в меню. Совпадение или нет, но в тот же период времени Heat Waves вырвалась в топы Spotify и стала главным хитом группы. В FIFA 22 британцы представлены менее заметной, но не менее интересной I Don’t Wanna Talk (I Just Wanna Dance) из последнего альбома.

Из свежей британской хип-хоп волны, помимо уже известного Loyle Carner, залетел трек из нового альбома реперки Little Simz. Этот альбом претендует на один из главных в мировой музыке за этот год. 

За современные тенденции отвечает girl in red (новая Билли Айлиш), трек из нового альбома CHVRCHES и Sam Fender. 

Глобально же OST тяготеет к электронной музыке, но очень удачно балансирует где-то между попсой, роком и денсом. Тут и ветераны Swedish House Mafia, и любимчики эстетов Polo & Pan и совсем уж андеграундные KOKOKO!. Уважения заслуживает и географическое разнообразие музыки, над которым создатели подборки кропотливо поработали. И это все лишь малая часть.

В общем, саундтрек можно слушать в отрыве от игры, найти для себя кучу крутой музыки и смело включать на фоне во время вечеринок в попытках впечатлить окружающим глубокими познаниями в современной музыке.

Геймплей

Главное, что беспокоит большинство геймеров – а что ж с самим процессом игры? Тут и начинается самое интересное.

На первый взгляд не изменилось ничего. Новая физика не пришла, анимации остались те же, а футболисты двигаются точно так же. Но стоит сыграть пару матчей, и начинаешь ощущать все больше различий с FIFA 20.

1) Работа вратарей. Они внезапно стали гораздо живее. Во-первых, появилось много новых действий. Во-вторых, движения стали гораздо логичнее. Уже нет ощущения, что это квадратик, который летает как супермен, в разрез с законами физики. Вратари стали умнее, следовательно, пробить их стало сложнее. Далеко не каждый выход один на один будет заканчиваться голом. 

2) Схема и настройки имеют значение. В этот раз FIFA добавили еще больше настроек игрового процесса. Теперь можно подстроить под уровень автоматизации почти всё. Рай для гиков.

Схема, которой играет команда, стала играть большее значение. От нее вполне может зависеть исход игры. В FIFA 22 стало меньше возможностей обойти защитника на приеме мяча, а это значит что нужно долго и изобретательно пасоваться, чтобы понять, как вскрыть подход к воротам. Не зная расположение своих игроков на поле, это будет сделать крайне сложно.

fifa-22-14
FIFA 22 Матч в карьере (В меню)

3) Комбинации. FIFA 22 требует гораздо более продуманной комбинационной игры. Много пользователей жаловались на предыдущие версии, потому что они очень быстро превращались в аналог «бей-беги». Достаточно поставить спереди какого-то бегунка вроде Месси, Мбаппе или вообще Инаки Вильямса, и половина дела сделано. Все, что остается – кидать ему на ход.

Этот бич тянется за «фифой» всю жизнь. Но в FIFA 22, впервые за несколько лет, есть ощущение, что скорость не решает все. Даже против Пеле можно пытаться играть слабенькими защитниками, если правильно двигаться и расположить команду на поле. 

То же касается и атаки. Закинуть мяч к чужим воротам в ходе контратаки за два паса можно – но если сильно повезет. Гораздо эффективнее продумывать игру наперед, выстраивать комбинации и искать, на какие из них соперник не сможет ответить. 

К примеру, против меня отлично работают забросы с флангов, но очень сложно пройти по центру. И в таких нюансах прячется весь кайф игры – найти ключ к каждому сопернику. Именно это делает FIFA хорошим футбольным симулятором. 

4) Баги. Куда же без них. Но чтобы отловить устойчивые проблемы нужно потратить много времени в игре. Из того, что бросается в глаза уже сейчас — слишком много штанг и перекладин. За каждый матч лично у меня в среднем выходит по 3-4 удара в рамки ворот. Раньше такого не было. Да и для настоящего футбола это редкость.

Вывод

FIFA 22 не стала революцией. На первый взгляд, она вообще не отличается от FIFA 21. Именно поэтому уже за первые две недели ей обвалили юзерский рейтинг на Metacritic, а геймеры не перестают ругаться на то, что из них каждый год вымогают деньги просто за обновление составов.

Но на более глубоком уровне изменения довольно заметные. По крайней мере, в этом году есть ощущение, что EA не плевать на свой продукт, и они движутся к тому, чтобы сделать его лучше.

FIFA все еще остается лучшим футбольным симулятором в мире. Культурно – это особенный феномен. Потому что в FIFA играют все: от малых детей, до самих футболистов (советую посмотреть видео, как им презентуют «фифашные» карточки в реальной жизни – то еще удовольствие). 

Эта игра хочет, чтобы ты оставался в ней как можно дольше. Но при этом развивался, а не использовал один и тот же прием в каждом матче. FIFA 22 явно старается возобновить хорошие отношения со своим игроком. Хоть и все еще требует от него как можно больше денег.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск