В первой половине 2021 года продажи NFT выросли более чем на 18 000%, а общая сумма транзакций составила более $2,5 млрд. Отдельные художники зарабатывают на продаже своих NFT сотни тысяч, а иногда и миллионы долларов. Но вместе с тем выросло и количество мошенников, использующих эту технологию.

Английский программист Стивен Дил в своем Twitter рассказал о том, что на самом деле представляет собой рынок NFT, чем он отличается от облигаций, акций, недвижимости или произведений искусства и как на нем зарабатывают мошенники.

Есть один рынок, сопоставимый с NFT — рынок звездных имен

В отличие от покупки облигаций, акций, недвижимости или произведений искусства, при покупке NFT пользователь не получает ничего наделенного каким-либо материальным существованием, или полезностью. Единственное, что получает покупатель — это дорогую запись в чужой базе данных.

По мнению Стивена, есть только один рынок, работающий по тем же правилам и сопоставимый с NFT — рынок звездных имен. Еще в 90-х годах некоторые предприниматели обнаружили, что можно убедить общественность покупать «права» называть звезды в честь своих близких, и продавать таким образом обычную запись в неофициальном реестре.

«Если вы покупали «права» на имя звезды, и продавец отправлял вам лист бумаги, утверждающий, что теперь вы являетесь владельцем указанной звезды. На самом деле во время этой сделки ничего не было приобретено — вы просто заплатили кому-то, чтобы он обновил регистр о плазменном шаре, находящемся в миллионах световых лет от нас»

Более того, кроме International Star Registry, который начал продавать права на звезды одним из первых, в скором времени появились и его аналоги: NameAStar, StarNamingGifts, Star Name Registry и прочие. И каждый из них предлагал ту же услугу с таким же авторитетным регистратором.

NFT — это эволюция этой сети в более запутанной форме

NFT — это та же самая покупка прав на звезды, только вместо того, чтобы якобы покупать звезду, вы якобы покупаете JPEG у художника. Ну и еще кроме самого изображения, вы также получаете URL-адрес изображения с цифровой подписью.

Но в случае NFT вы еще и не можете купить их за обычную валюту. Вам нужно сначала конвертировать ее в какой-то странный токен (криптовалюту), стоимость которого колеблется на каком-то вторичном рынке. И каждый такой обмен также влияет на курс токена, что в первую очередь выгодно его держателям.

Более того, художники, которые якобы зарабатывают на продаже своих работ в формате NFT также далеко не всегда в выигрыше. Художники вынуждены платить за размещение своих работ наперед, а потом надеяться, что кто-то их работу купит и они смогут возместить потерянные затраты.

«Художники подобны хомякам в колесе, которое приводит в движение гигантское криптовалютное казино, где люди играют в надежде, что смогут продать свой NFT все большим и большим дуракам для получения прибыли»

Мошенничества на NFT рынке гораздо больше, чем может казаться

NFT не наделяют юридической собственностью, не дают никаких прав на произведение искусства, не уникальны и не предоставляют ничего, имеющего внутреннюю ценность, кроме владения правами хвастовства.

И рынок для них ведет себя странно. Мы видим множество случаев, когда:

  • Человек А покупает NFT за $10;
  • Человек А продает его лицу Б за $10 000;
  • Человек B продает его лицу C за $100 000;
  • Человек C продает его лицу D за $10 000.

«В приведенном выше сценарии лица A, B, C — это одно и то же лицо, которое перетасовывает деньги между анонимными счетами. А Человек D — лох, обманутый искусственно надуманным спросом. Это называется промывной торговлей и незаконно на большинстве других рынков»

NFT также почти идеальное средство для отмывания денег. Предположим, вы владеете несколькими миллионами токенов, которые связаны с атакой вымогателя, и хотите обналичить на южнокорейской криптовалютной бирже. Но такой обмен невозможен из-за законов AML.

И тогда вы создаете NFT из камня (или что-то в этом роде), продаете это себе на одной из платформ NFT и, конечно же, превращаете грязные токены в чистые токены, которые биржа позволит вам обналичить в реальные деньги, таким образом скрыв преступление.

NFT — это рыночное безумие

Как и любое рыночное безумие со времен «Компании Южных морей» или тюльпановой мании, все знают, что продажа файлов JPEG на миллион долларов — это проявление иррациональной жадности. Тем не менее, люди теряют разум и верят в популярные заблуждения.

«Целые сообщества внезапно сосредотачивают свои мысли на одной цели и сходят с ума в ее погоне; что миллионы людей одновременно поражаются одному заблуждению и бегут за ним, пока их внимание не привлекает какое-то новое безумие, более увлекательное, чем первое», — Чарльз Маккей.

Как и все криптомошенничества, суть мошенничества NFT заключается в том, чтобы привлечь новых верующих, убеждая их, что благословенная база данных является авторитетным регистратором ценностей. Точно так же, как присвоение звездных имен, NFT — это не полезность, это просто общее заблуждение в схеме быстрого обогащения.