Компания dentsu Ukraine в партнерстве с агентством маркетинговых исследований InMind провела исследование развтия e-grocery в Украине: опросили 2785 респондентов о том, как они покупают продукты питания и бытовые товары в онлайне. AIN.UA выбрал самое интересное.
Украина – страна ecommerce-контрастов. С одной стороны, Украина единственная в кластере стран с населением 30–50 млн имеет низкий прогноз на уровне 2,56% ВВП от электронной коммерции (e-GDP, млрд). С другой стороны, пенетрация опыта онлайн-покупок ожидается на уровне 44%. То есть порядка 18 миллионов украинцев до конца 2021 года будут иметь хотя бы единоразовый опыт покупок любых товаров через интернет. А это всего на треть меньше, чем в Польше, при том, что польский e-GDP больше в 6 раз.
Пандемия стала драйвером роста е-магазинов в странах Европы. Лидер роста трафика – онлайн-магазины FMCG товаров: +30% в среднем в 2020 году к 2019.
В Украине с прошлого сентября количество визитов на сайты e-grocery выросло на 72% и продолжает расти. При этом количество уникальных пользователей этой категории сайтов выросло на 41%. Количество уходов на сайты, позволяющие сделать оплату, выросла в 1,5 раза.
Есть много факторов, которые влияют на вовлечение и динамику роста пользователей e-grocery в Украине. В dentsu Ukraine сравнили онлайн и офлайн-покупателей и определили три точки, в которых возникают сложности в категории e-grocery.
1. Онлайн-покупатели чаще отвечают за покупки продуктов для всего домохозяйства. Все просто: покупки продуктов через интернет — это всегда комбинация вопросов доступа, системы лояльности и наличия мобильного приложения. Проще, чтобы кто-то один в домохозяйстве сохранял пароли, настройки и накапливал бонусы. Но это означает, что кто-то один в домохозяйстве должен собирать все пожелания членов домохозяйства и решать, как действовать в случае отсутствия того или иного товара в магазине. А это в свою очередь означает, что у онлайн-покупок возникает еще больше точек согласования внутри домохозяйства. Эффективным решением этой ситуации могла бы быть возможность общего редактирования списков продуктов для покупки.
2. 82% онлайн-покупателей, которые отвечают за основные покупки продуктов в семье, проживают в домохозяйствах из двух и более людей. Имеет смысл держать в голове этих невидимых инфлюенсеров при разработке коммуникации с покупателями. Не стоит рассчитывать, что онлайн-покупатели продуктов – это хипстеры-одиночки. Среди них практически столько же одиночек, как и среди офлайн-покупателей.
3. 27% онлайн-покупателей проживает с представителями старших поколений: родителями, бабушками и дедушками. Это означает, что ответственному за онлайн-покупки необходимо также учитывать специфику предпочтений нескольких поколений при формировании корзины. В свою очередь эту же специфику должны учитывать и e-grocery-игроки.
Динамика роста онлайн-покупок продуктов получила мощный импульс благодаря карантину и имеет потенциал для дальнейшего стремительного роста в Украине. При этом особенности покупок в интернете дают большие преимущества покупателям, но создают дополнительные сложности при формировании корзины. Для тех, кто смог с ними справиться, e-grocery упрощает жизнь и освобождает много времени. Но для другой части населения эти сложности могут остаться непреодолимым барьером.
Про исследование
Consumer Connection System (CCS) – глобальный проект компании dentsu. Исследование проводится в более чем 70 странах мира. Ежегодно в нем принимают участие около 380 000 респондентов. В Украине система представлена с 2011 года.
Данные по Украине получены методом онлайн-опроса dentsu Ukraine в партнерстве с агентством маркетинговых исследований InMind, выборка 2785 респондентов.