Неизвестные создали криптовалюту Grimacecoin на фоне Twitter-диалога между Илоном Маском и McDonald`s. Менее чем через 24 часа она взлетела в цене на 285 000%.
Что произошло
25 января Илон Маск написал твит, в котором пообещал съесть Happy Meal на телевидении, если McDonald`s начнет принимать оплаты в криптовалюте Dogecoin (которую Маск давно активно пиарит в своем Twitter в шутку. Или нет). На что McDonald`s ответил: «Только если Tesla будет принимать Grimacecoin».
Grimace – это старый маскот McDonald`s, такого токена на самом деле не существует. Между тем, после этого твита только на блокчейне Binance Smart Chain (BSC) неизвестные создали около 10 различных гримастокенов, сообщает Coinbase.
Кто-либо может создать собственный токен с использованием смарт-контрактов на BSC или других открытых блокейнах, потратив на это пару центов. А распространение децентрализованных обменников позволяет быстро запускать новые токены в обращение. Предпосылки для этого не важны: если есть хайп – можно ожидать немедленного появления новых шиткоинов.
Так случилось и в этот раз, но с неожиданным результатом. Один из новых grimacecoin, начавший торговаться по цене $0,0007, уже в начале азиатской сессии достиг курса в $2, после чего скорректировался до $0,60.
Этот токен достиг капитализации почти в $2 млн на пике цены. На 9 утра 26 января он стоил $800 000 и имел около $65 000, заблокированных пользователями в пулах ликвидности. Между тем, как видно в блокчейне, 93% этих токенов принадлежат одному лицу.
Это еще не всё!
Есть еще один grimacecoin с эмиссией в 1 трлн токенов, достигший капитализации в $1 млн в начале азиатской сессии. Его курс прыгнул до $0,00000193 по бесконечно малой цене всего за несколько часов. В пулах ликвидности этого токена вчера утром уже было заблокировано около $104 000, при этом 75% эмиссии содержится на одном кошельке.
Гримаскоины не ограничились только блокчейном BSC. Один из них, созданный на Ethereum, прыгнул в цене на 56 000% через час после вывода в обращение. Он достиг отметки в 1000 холдеров и капитализации в $6 млн просто из-за «правильного» позиционирования: разработчики продвигали его как «первый гримастокен на эфире».
Бесспорно, не все громостокены добились таких успехов. Один из BSC-экземпляров опоздал с запуском и собрал всего $830 в ликвидности и $1400 по капитализации.
Почему это интересно
Криптовалютный рынок подчинен тем же законам, что и фондовый, и финансовый – есть фундаментальные факторы, влияющие на котировки (сложность и востребованность технологии, объем потенциального рынка, контракты с известными партнерами и т.п.), но кое-где обрушить или преподнести к небесам рынки могут быть общественные факторы, такие как паника, реклама, сплетни и т.д.
Но в отличие от традиционных рынков, рынок криптовалют очень гибок – «активы» на нем могут запускаться в мгновение, без всякого аудита, не говоря уже об андеррайтинге. Кто угодно может запустить свой «догкоин» в качестве шутки, и если его заменшенит Илон Маск, или даже менее заметная в медиапространстве фигура, инвесторы в надежде на скорый доход бросятся искупать новый шиткоин, подталкивая его цену вверх безумными темпами. Так возникают проекты на миллиарды долларов, ценность которых поддерживается исключительно спросом – без всякой полезной технологии, лежащей в основе большинства популярных криптовалют, или материального подкрепления, как у стейблкоинов.
Чем закончится этот памп – предугадать невозможно. Токен может долгое время удерживаться в топах на хайпе, как, например, Shiba Inu и принести хороший заработок ранним инвесторам. А может моментально обрушиться, как это было со скам-проектом Squid (токен, созданный на популярности сериала «Игра в кальмара»). В данном случае заработали только авторы токена, а почти 40 тысяч инвесторов потеряли деньги. Хотя интерес к этому токену может вернуться на волне очередного пампа, который может вызвать что угодно, даже заявления криптобирж о том, что проект – мошенничество.